Ломай меня! Ломай меня полностью!

Белла – Эдварду, намекая на оригинальное название фильма

Нет, ну ладно там Дракула, это я могу понять. Но эти… Ффу!

Неожиданно удачная шутка Джейкоба

I’m just want to eat’em brains. Is it crime?

Из обзора Дага Уокера на «Чужого. Воскрешение»

Знаешь, что про меня говорят? Что я отсасываю!

Зазывала Чет

—Ты убивал кого-нибудь?

—Ну, они все были плохие…

Диалог Эдварда и Беллы

kinopoisk.ruЗнаете, я уже практически смирился с тем, что много рецензий мне в этом году не написать. По комплексу причин. Собственно, это первая полноценная рецензия за 2013 год, потому что переписанного из тетрадки «Дракулу» я не считаю, равно как и маленькие заметки (которые я, кстати, тоже в последнее время забросил). Но про этот фильм я не мог не написать по двум причинам. Первая – я писал подробный разбор каждой предыдущей части и без «Рассвета» картина была бы неполной, и вторая – это настолько восхитительный бред, что бредовее него из виденного за последнее время были разве что «Грузовики» (гениально переведённые как «Зона 51»), да и то не факт. И да, я должен отметить, что разбирать я буду именно один фильм, а не два, потому что смотрел я его сразу целиком и в оригинале (кстати, первый раз за всю франшизу), как седьмого «Гарри Поттера». Правда, если провести элементарное сравнение, то окажется, что «Дары смерти» настолько превосходят все «Сумерки» вместе взятые, что про последних даже разговаривать не охота. Так что сравнений я проводить не буду. Да, да, я горячий поклонник саги про Поттера, согласен. Но в отличие от большинства восторженных почитателей «Сумерек» я хотя бы могу внятно объяснить почему считаю эту серию фильмов восхитительной. Но опять же не будем заострять на этом внимание. Осторожно, в тексте есть нехорошие слова.

Итак, после того, как Эдвард предложил Белле выйти за него замуж (предложил он, кстати, ещё во втором фильме, но они ждали пока ей не исполнится 18; прям как Паттинсон ждал в реальной жизни), а Белла в свою очередь согласилась, на всех вокруг напал предсвадебный мандраж. Подружки Беллы из школы вовсю сплетничают и завидуют, потому что она отхватила такого, эээ, харизматичного мужа, многочисленные Калены хлопочут вокруг платьев, подарков, антуража проведения бракосочетания и всё такое, мама Беллы спешно приезжает в Форкс порадоваться за дочку, сам Эдвард неожиданно решает рассказать, что до того, как стать вегетарианцем, он порядочно покусал разного рода бандитов и насильников, а Джейкоб уже на 48 секунде фильма скидывает майку и убегает в леса (серьёзно, я не шучу, он на 48 секунде уже оголяется; причём больше в фильме он ни разу майку не снимает).

После самого бракосочетания, на котором Белла чуть было не скукожилась внутрь самой себя от ужаса, несмотря на то, что даже её возлюбленный упырь неожиданно стал улыбаться со словами «Тебе всё равно никто не поверит», пара отправляется в свадебное путешествие, на медовый месяц. Оказывается, Эдвард пока что отказывается кусать Беллу и хочет, чтобы она провела последние деньки в домике у океана как человек, перед обращением в чудовище. Я, кстати, сколько ни думал, так и не смог понять почему он так носится с этим? Я понимаю, если бы после обращения человек реально превращался в монстра и для него губителен был бы солнечный свет. Тогда бы влюблённые расстались в последний раз, чтобы Белла, прям как Луи из «Интервью с вампиром», могла попрощаться с солнцем и в последний раз встретить восход. Но это же «Сумерки»! Вампирам плевать на солнце, оно их не убивает! Фактически, в этом фильме они даже забили на всегдашнюю вампирячью блескучесть, потому что ни один вампир за весь фильм на солнце так и не заблестел. Может закупились кремом у Дьякона Фроста, не знаю. В общем, Белла человек, она уже давно и сильно хочет склонить Эдварда вы сами понимаете к чему, и на этот раз ему уже просто не отвертеться, потому что супруга требует законного права первой брачной ночи. Ну, то есть, перед этим супругу как следует лихорадит, но потом она берёт себя в руки, идёт голышом к морю и там, собственно, и начинается всё то, что должно быть в первую брачную ночь. Но, как оказалось, когда дело доходит непосредственно до постели Эдвард так перевозбуждается, что крушит всё вокруг, оставляет Белле на руках синяки и с утра запускает свою обычную шарманку, что он де не хочет причинять ей вред, поэтому больше они этим делом заниматься не будут, а не то он её покалечит, что он чудовище… Опять же – какие проблемы? Вы всё равно собрались прожить вместе вечно, ты всё равно будешь её обращать – так кто тебе мешает укусить её и заниматься чем угодно, где угодно и как угодно?! И не заморачиваться по поводу сомнительных моральных принципов.

kinopoisk.ruИ вдруг после нескольких дней мужественной борьбы Эдварда со своими половыми инстинктами, он вдруг видит как Беллу рвёт в унитаз. И они тут же безошибочно устанавливают, что она забеременела. И что при полном отсутствии живота, ребёнок уже брыкается (правда, в фильме всё показано несколько иначе и немного жутковато, Белла говорит «Клянусь, внутри меня что-то шевельнулось») и может буквально убить свою мать. Эта новость приводит добропорядочного кровососа в настоящий шок: он, бедный, не знал, что если переспать с девушкой без средств предохранения, она может забеременеть. Он говорит, что раньше такого никогда среди вампиров не водилось и что они обязательно вытащат «это» из тела Беллы. И вновь назревает интересный вопрос. Если такой процесс теоретически возможен, то есть живая девушка может забеременеть от трупа, то это совершенно невозможно, чтобы за столетия существования кровососов никто и никогда из них не имел половой связи с обычными девушками. И просто не может быть, чтобы ни одна из них не беременела от упыря. Второй, не менее интересный вопрос, относится уже к создателям фильма (потому что книжку я, как и третью, читать не стал). То есть вы реально предлагаете вашим зрительницам вот такую модель жизни? Что вы выйдете замуж, забеременеете, а после установления факта беременности ваш благоверный будет предлагать выкинуть вашего ребёнка в унитаз? То есть вот это персонаж, на которого, теоретически, надо ровняться и по которому все сходят с ума? И он говорит, «Мы вытащим это из тебя»? И даже не даёт Белле вставить слово, разговаривает с ней так, будто она в чём-то виновата? Интеллектуал, у меня для тебя новость: ты к этому причастен не меньше её, именно твои зомби-сперматозоиды образовали у неё в животе «это»!

А теперь внимание: «Сумерки», после трёх фильмов полного балагана и конченной клоунады резко начали говорить про важное и вечное. Обсуждать семейные вопросы и проблемы беременности и абортов. Но, как бы это помягче сказать, чтобы обсуждать что-то, надо хотя бы иметь представление о предмете разговора. «Сумерки» же с самого начала являются конвейером по производству бабла, они даже рядом не представляют как протекает у нормальных людей любовь, в кого нормальные люди влюбляются и кому при возможности выбора отдают предпочтение. И что такое чувства они тоже не знают. Чувства, это когда ты что-то чувствуешь! Не ходишь с похоронным выражением лица, не тупо пялишься на кого-то с одной эмоцией, не стонешь по поводу всякой ахинеи – а переживаешь, в тебе бурлят чувства, ты не можешь усидеть на месте. То, что показано в фильмах серии «Сумерки» — горячечный бред пубертантной девицы, которая о чувствах только мечтает, читая говёные книжки и смотря сопливые фильмы, а сама их никогда не испытывала. Также и проблемы беременности и абортов. Это очень деликатный вопрос, про него надо говорить обстоятельно, подготавливать к этому, вести диалог. А не сводить всё к тупому «Мы вытащим это из тебя»! «Сумерки» являются настоящим пособием по грамотному манипулированию фанатом с целью срубания бабла при полном незнании матчасти.

В некоторых рецензиях я читал, что этот фильм зрелый, взрослый, поднимает серьёзные вопросы и правдоподобно показывает ужас женщины в момент первой беременности. Я не буду спорить с тем, что наверняка элемент страха «во мне поселилось что-то живое» в таких случая присутствует. И что с этим надо бороться, причём совместно, девушке и парню. Но у вас тут грёбаный фильм, грёбаная модель поведения в грёбаных жизненных ситуациях! Герои фильма — это всегда пример зрителю, положительный или отрицательный, — демонстрация того, как люди должны вести себя в той или иной ситуации! И что показывает «Рассвет»?! К чему он готовит девушек?! Готовьтесь, дамы, будет адски больно, вы истощаете и будете страшной и некрасивой, при родах зальёте всё вокруг кровью, кости ваши будут трещать, а вагина рваться, пока неведомое существо прокладывает себе путь наружу, вы потеряете всякое сходство с человеком и в конце вероятно умрёте. А поскольку не у каждого есть личный вампир, который вас воскресит волшебным укусом, то вы умрёте насовсем. Ах да, а отец от ребёнка откажется, потому что тот убил мать, да. Знаете что – идите вы нахуй с такими закидонами. Если у тебя есть хоть капля мозга и представления о физиологии, то ты и так знаешь, что будет больно. Блядь, это ребёнок! И ему, блядь, надо выбраться через выход в пять раз меньше его! Чего ты ждешь – что он телепортируется во внешний мир?! Фильм может показать страх, не спорю – но зачем его поощрять?! Зачем делать страх моделью поведения?! Зачем возводить ёбнутых в ранг примеров для подражания?! Серьёзно, смотрите: Эдвард эгоистичная мразь, которая думает только о себе, печётся только о том, что он де страшный монстр, что он не должен любить Беллу. Знаете что – его просто-напросто прёт с этого, он грёбаное эмо, которое не видит в жизни ничего кроме боли и безысходности. Но если взять Беллу от этого мало что изменится. Потому что она такая же эгоистичная тупая узда, как и её муженёк. Потому что она никогда никого не слушает, не смотрит вперёд даже на полшага, хочет чтобы всё было строго так, как хочет она, ей плевать на чьё-то мнение и опыт. И вот что я вам скажу – эти два имбецила стоят друг друга, они не спроста так вцепились один в другого. Джейкоб на их фоне просто малолетний дурачок, но ему по фильму примерно 17 лет, для него это нормально. Однако он постоянно защищает Беллу, отказывается ради неё от своего волчьего клана «Волшебные шортики», подвергает себя опасности – он проявляет свою любовь поступками! В смысле, я не люблю ни одного, ни другого, но если пришлось бы выбирать, Джейкоб оказался бы адекватнее.

Ффух, как же меня бесит этот фильм, особенно его первая часть. На протяжении всего просмотра я постоянно бился мордой об стол, потому что произносимая героями и творящаяся на экране идиотия бесит выше всякой меры. Окей, я постараюсь вернуться к изложению сюжета.

В общем, Белла беременеет упырём, тот высасывает из неё все соки, Беллу поят кровью из пластикового стаканчика, а во время родов она умирает. Я, кстати, среди прочего не понял почему ребёнок ломал её кости и хребет. Из этого выходит, что он должен был родится непропорционально большим или уродливым, но на свет появился обычный младенец. В чём смысл?!

Наконец, пока все рыдают и принимаются скорбеть по почившей Белле, Джейкоб внезапно видит картинку будущего, где он навечно связан с подросшей дочуркой Беллы. Ой, вы же не знаете. Короче, у оборотней есть такая штука – запечатление. И тот, с кем ты запечатлелся будет твоей судьбой навеки. Это не имеет никаких физических, материальных ограничений, но вервольфы свято этому правилу следуют. Ну и Джейкоб, в общем, запечатлелся на дочке Беллы, Ренесми. Ага, они так и говорят. Во втором фильме есть изумительный момент, где уже овампиренная Белла в ярости кричит: «Ты запечатлелся на мою дочь?! Да как ты смел?!». Я так и ждал, что она дополнит разговор вопросом сколько раз он на неё запечатлелся и нормально ли для оборотней запечетлеваться на маденцев, но увы, до этого ни создатели фильмов ни Стефани Майер не додумались.

И пока все орут и рыдают, Эдвард кусает Беллу везде, где только можно (опять же не вру, за руки, ноги, шею, нос и так далее), и она превращается в упыря.

kinopoisk.ruКазалось бы – все должны радоваться. Дочка растёт как на дрожжах, так что создатели даже побоялись на начальном этапе брать настоящих детей и нарисовали младенца на компьютере, Белла радуется овампириванию, теперь они с Эдвардом могут творить всякое непотребство как им того захочется – жизнь удалась. Но не дремлют жуткие старые Вольтури, проживающие в далёкой Италии. Прознав о том, что среди Калленов есть маленькая девочка, они решают, что те совершили ужасный проступок: обратили дитя. Опять же, по идиотским вампирячьим законам, высосанным самими же Вольтурями из одного места, можно кусать и обращать кого угодно, кроме детей. В смысле, убивать и пить их кровь – ради бога, а вот обращать – ни-ни! Почему? Да потому что они Вольтури, вот почему! По той же причине, по которой к трём придурочным и манерным упырям примыкают все могучие вампиры мира, хотя сама троица никакими сверхспособностями не обладает, и почему все прыгают перед ними на цырлах, я стараюсь понять уже третий фильм подряд. В общем, не долго думая самый манерный упырь собирает армию и идёт на Каленов войной. А Калены собирают свою армию и вместе с оборотнями занимают оборону… посреди поля… всей кучей.

Да, кстати, к четвёртому фильму способности, которыми обладает каждый конкретный упырь, перешли далеко за грань контроля разума или причинения боли без физического контакта. Теперь вампиры могут создавать защитные поля, шарашить током, выпускать из рук чёрный дым, лишающий разом всех чувств и даже повелевать стихиями. Это уже просто какие-то люди икс, прости господи!

И вот перед боем Вольтурьский главарь (в роли которого, кстати, совершенно гениально кривлялся Майкл Шин) решает выяснить обстановку… Да, он не проводит разведку заранее, он сначала созывает армию, а потом вдруг решает спросить что тут происходит. Гений тактики, мать его за ногу. Конечно же быстро выясняется, что Ренесми не фига не вампир и что она была зачата Эдвардом и Беллой, когда та ещё была человеком. «Да ну нафиг! — удивляется Вольтурь. — То есть реально, после секса могут быть дети?! Я думал, что это просто легенда! Так вот как оказывается размножаются люди!» Но потом он решает, что поскольку все уже всё равно собрались – почему бы им не переубивать друг друга, ведь обещали же драку в рекламном ролике. Прорицательница из числа сеструх Эдварда (та самая, которая некогда покорила меня своим подмахиванием ножкой перед подачей) пытается Вольтуря остановить, но тот слышать ни о чём не хочет и начинается драка.

Помните, что я сказал про способности вампиров? Так вот, чувак, который может повелевать стихиями сначала стоял десять минут в стороне, а потом трахнул кулачком по земле, от чего та раскололась и в дыру попадали кучи плохих вампиров и несколько оборотней. Драка, кстати, сделана неплохо. Не осада Гондора, конечно, но тоже прилично. Особенно если учесть какие в этом фильме спецэффекты в целом. И вот когда куча хороших убита, когда гадкие Вольтури почти поголовно вырезаны, когда Дакоту Фаннинг предельно по-идиотски убил оборотень (кстати, да, тут есть Дакота Фаннинг… только во втором фильме… минут на пять… произносящая всего одно слово), когда главный гад получил по заслугам….

Это ужасно, но оказывается, что всё это было показано предсказательницей главарю, чтобы его переубедить, то есть битвы на самом деле не было. И весь фильм по прежнему не имеет смысла. И хотя Эдвард, Белла и Джейкоб после этого жили весело до тех пор, пока не умерли в муках, лучше от этого фильм не становится.

kinopoisk.ruМожно говорить ещё о многих вещах. О том, как сеструха стала видеть будущее оборотней, хотя раньше говорила, что не может, о том как оборотни разговаривали в волчьем обличье, не раскрывая пасти, о том как Калены собирали команду вампиров по свету, даже о том, как после разрывания всей одежды в момент превращения, в мгновение, когда оборотни обращались обратно, на них всегда были шортики — но я этого делать не буду. Не спорю, фильм не такая безбожная дрянь как вторая часть, но сценарий, актёрская игра, спецэффекты, операторские приёмы – всё это выглядит просто жалко. А от идеологической составляющей так вообще охота блевать. Я никогда не поверю словам Майер, что она искренне создавала всю эту историю как литературное произведение. Может первую книгу да, но когда стало понятно, что это дело приносит бабло – она стала работать как печатный станок. Я не верю этому ещё и потому, что она утверждает, что она истинная мормонка и последовательница Господа нашего. Но если это так (у мормонов, если я, конечно, не ошибаюсь, всё очень строго), то зачем ей тогда такие деньжищщи, зачем она делает идиотами свою аудиторию, почему работает на конвейер. Я не хочу никого оскорбить, но по-моему Майер просто лицемерка. Потому что достаточно взглянуть на любой из фильмов по «Сумеркам», чтобы увидеть чёткий финансовый расчёт, а не желание создать интересную историю.

Резюмирую. Финальный выход сумеречных упырей получился что надо, то есть редкостной дрянью. В этом фильме всё так плохо, что каждый момент со смешной шуткой или неплохо поставленной сценой воспринимаешь как что-то из ряда вон выходящее. Слава богу, всё это закончилось и больше нас мучить не будут… до тех пор пока Майер не допишет все спин-оффы и приквелы. И, как один раз сказал Илья Мэдиссон, всё бы ничего, но эти твари, экранизировали ещё один её роман. И пригласили на главную роль Сиршу Ронан, которая в плане актёрской игры на две головы выше Кристен Стьюарт. Так что мои мучения ещё не закончены, на очереди сага про инопланетных соплежуев. Господь, дай мне силы!

kinopoisk.ru

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 2

Режиссёрская работа: -2

Сценарий: -10

Зрелищность: 3+

Краткое резюме: эпичный финал бессмертной саги… говно в общем

Нужно ли смотреть: нет

- комментарии
  1. Мария:

    Как человек, читавший книгу, могу сказать, что я билась мордой о стол не менее. А вот фильм увидеть не удалось. И теперь считаю, что к счастью.

Оставьте комментарий