—Ты что, зебра?

—Вообще-то он — эффект Доплера.

Рейнджер и Тонто на хэллоуинском маскараде

И с вершин скалистых гор

Индеец крикнул: «Nevermore!»

Прекрасные стихи

Какие же всё-таки бледнолицые тупые…

Тонто, не сдержавшись

Глядя на этого рейнждера – хрен поспоришь.

Простые китайские рабочие

Как я погляжу, ни черта вы в паровозах не понимаете. Дилетанты!

Машинист Игнат

Джонничка, я сдаююсь! Выходи, непобедимый мой!

Главный злодей Дикого Запада — Джону Риду

kinopoisk.ruСлавный 1869 год, тихий городок Колби, расположенный прямо на Диком Западе. В городке вовсю ведутся работы по прокладке железной дороги, которая пройдёт через земли индейцев команчей прямиком в соседний штат. С индейцами подписали мирное соглашение: в обмен на ненападение с их стороны, рейнджеры во главе с Дэном Ридом (Джеймс Бэйдж Дейл) обязуются защищать их от разного рода бандитов и негодяев, коими весьма богат славный Дикий Запад. Кстати, как раз в ближайшее время в город привезут одного из самых известных бандитских главарей, Бутча Кавендиша (Уильям Фихнер), который люто ненавидит индейцев, славен небывалой жестокостью и по слухам любит на досуге закусить каким-нибудь органом поверженного противника. Рид должен встретить поезд на станции и препроводить Бутча в город, где справедливый демократический суд в лице мэра Коула (Том Уилкинсон) вынесет мерзавцу смертный приговор.

Дэн не слишком рад этому поручению. Он и так месяцами пропадает на работе, гоняясь то за одним, то за другим преступником, не видит семью и ежеминутно рискует оставить свою жену Ребекку (Рут Уилсон) вдовой, а тут ещё ему поручили следить за негодяем, которого вполне можно было вздёрнуть в том штате, где его поймали, а его за каким-то лешим тащат в мирный Колби.

kinopoisk.ruМеж тем банда Кавендиша не дремлет и замышляет подлое нападение на поезд и выкрадывание своего главаря. Разумеется, никто такого предугадать не смог и поэтому самого опасного преступника охраняет всего три человека. Но на счастье на том же поезде едет родной брат Дэна Рида, Джон (Арми Хаммер), молодой адвокат который только недавно закончил обучение и теперь горит желанием нести закон и порядок на просторы Дикого Запада. Но проблема в том, что Джон… как бы это помягче выразиться… дурачок. Обнаружив, что Бутч — достав из широких штанин припрятанный револьвер, а потом попросившись пописать, как в том фильме с Невским — убил сопровождавших его служителей закона, Рид-младший начинает читать ему нотации, снова заковывает в наручники и грозится всё рассказать его маме. Вместо того, чтобы без затей пристрелить при попытке к бегству. Ясное дело, что в результате Бутч сбегает, а Джон остаётся прикованным кандалами к полу в тюремном вагоне, на пару с индейцем Тонто (Джонни Депп), которого арестовали с Бутчем за компанию. В итоге, в лучших традициях американских боевиков 80-х, парочка разносит к чертям весь поезд, недостроенные пути и пару кварталов городка, а сами они больно ударяются мизинчиком об взорвавшийся паровоз, так что потом целую неделю он у них болит, представляете?

В общем, всё плохо: злодей избежал правосудия, город в руинах, поезд разрушен, а экономика США понесла потери почти на полтора миллиона долларов. Так что чисто для острастки в тюрьму сажают Тонто, прям как одного пирата в каком-то фильме, потому что он явно не случайно был в том поезде.

kinopoisk.ruМеж тем делать нечего и Дэн снаряжает отряд для поимки Кавендиша, в который входят все местные рейнджеры — чтобы в штате, случись чего, уже наверняка не осталось ни одного сотрудника правопорядка. В этот отряд затесался и Джон, захотевший исправить ошибки, допущенные в поезде и заслужить уважение брата. Вся честная компания выдвигается по следам бременских музыкантов банды преступников и вскоре добирается до огромного каньона. Если его объезжать, то потеряешь лишний день пути, за который бандюганы вполне успеют добежать до канадской границы, но и входить прямо в ущелье как-то стрёмно – уж больно это всё смахивает на ловушку. Проблему решают просто: пускают в каньон старого забулдыгу Чарли и тот, постояв три секунды, показывает, что можно смело ехать. Но вдруг откуда ни возьмись — какая неожиданность! — наших бравых молодчиков подло расстреливают из кустов и из-за камней, так что весь отряд трагически гибнет. Ну, почти весь. Джону попадают в плечо, но он парень в таких делах неопытный, а поэтому тоже думает, что умер.

kinopoisk.ruОднако ж есть ещё люди, которым не безразлично благополучие Соединённых Штатов Америки! Это индейцы! А точнее один конкретно взятый индеец Тонто. Да-да, тот самый Тонто, которого оставили гнить в тюрьме. Как он выбрался? А чёрт его знает – то ли соблазнил охранника и оглушил его томагавком, то ли как лысый мумий Имхотеп просочился через замочную скважину, то ли приманил косточкой собаку с ключами — об этом история умалчивает. Важно лишь то, что всех павших рейнджеров он по-человечески похоронил, а раненого Джона выходил, вспомнив опыт своего друга Никто, который однажды спас от смерти самого Уильяма Блейка! Но, как выяснилось, выходил он его не просто так, а по наказу индейского духа, принявшего облик белоснежного коня, который подсказал индейцу, что Дикому Западу срочно нужен свой Зорро. Ну а за неимением Алена Делона или Антонио Бандераса вполне сойдёт и Джон Рид. Джон жаждет поймать убийц брата и предать их справедливому суду, и Тонто ему в этом по мере сил поможет. Правда, у индейца в этом есть и свой интерес: он хочет отомстить негодяям, давным-давно уничтожившим его племя, и если Кавендиш этим негодяем и не является, то он точно знает кто тот такой.

kinopoisk.ruНу а дальше начинаются разнообразные приключения. Погони по пустыням, драки на поездах, подрывы мостов, ограбления банков, стычки с индейцами, гонки на паровозах и самое опасное – проникновение в бордель мадам Харрингтон (Хелена Бонэм Картер), а оттуда, знаете ли, многие не возвращались! Словом какие такие пираты-акробаты! Это вам не Карибское море, тут суровая пустыня, ядовитые скорпионы и голодные кролики, которые этого вашего Дейви Джонса схряпчут в один присест вместе с «Летучим голландцем» и Кракеном!

***

kinopoisk.ruЭтот фильм изначально ждало предубеждение определённой части аудитории. Режиссёр «Пиратов Карибского моря», сценаристы «Пиратов Карибского моря», продюсер «Пиратов Карибского моря», ведущий актёр «Пиратов Карибского моря» и рекламируют всё это как новую серию «Пиратов Карибского моря». Тут кого хошь сомнения возьмут. Потому что, во-первых, «Пираты» очень многим уже надоели (что, впрочем, не помешало собрать четвёртой части про них больше миллиарда), во-вторых, Джонни Депп в последнее время сплошь разочаровывает (те же четвёртые «ПКМ» и «Мрачные тени», да и на не виденные мною «Ромовый дневник» и «Туриста» отзывы были также почти сплошь негативные), а, в-третьих, публике по какой-то причине почти перестали нравиться многомиллионные сказки дедушки Диснея (громкий провал 250-миллионного «Джона Картера» на студии ещё не скоро забудут, хотя лично на мой взгляд очень симпатичная фигулька получилась). Меж тем, шансы на успех в принципе есть все. Для начала режиссёр Гор Вербински, который после вполне приличной «пиратской» трилогии (мне очень нравится первый фильм и одинаково хорошо я отношусь ко второму и третьему) срежиссировал просто крышесносящий мультик «Ранго», где на озвучке главного героя трудился всё тот же Депп. По инициативе Гора, кстати, бюджет фильма и составил в итоге 225 миллионов долларов (а по некоторым сведениям и все 250), потому что он настоял, что даже слышать не хочет о съёмках на фоне зелёного экрана. А поэтому на территории четырёх юго-западных штатов и Калифорнии развернулись маштабнейшие строительные работы, в результате которых полностью создали городок Колби, передвижной платочный городок железнодорожных строителей «Ад на колёсах», лагерь индейцев, шахты по добыче серебра (причём, помимо декораций для съёмок использовали и реальные шахты, сохранившиеся с тех времён) и восемь километров железной дороги, а также несколько вполне действующих моделей паровозов, которые использовали в сценах различного паровозовредительства. Наконец, создатели фильма тесно сотрудничали с коренным населением страны, в результате чего, например, Джонни Деппа даже посвятили в члены индейского племени (кстати, в жилах актёра есть частичка крови индейцев чароки). Словом, было сделано всё, чтобы вложенные средства не пропали даром и зритель видел всю работу декораторов, гримёров и костюмеров своими глазами.

kinopoisk.ruКстати, «Одинокий рейнджер» появился уже очень давно. 30 января 1933 года герои будущего шоу появились в эфире радиостанции WXYZ, владелец которой задумался над вестерном для юной аудитории – патриотичным и поучительным, но в то же время весёлым и динамичным. Полностью свою радиопередачу «Рейнджер» получил несколько позже, в 1938 году и практически сразу же стал очень популярным, так что в общей сложности было выпущено ажно 2956 эпизодов про приключения Рейнджера и его верного помощника, индейца Тонто. На волне популярности радиопостановки писались книги и комиксы, а с 1949 по 1957 годы на канале АВС транслировался сериал с Клейтоном Муром и Джеем Сильверлхилсом в главных ролях.

Впрочем, хватит уже рассказывать историю создания, буду говорить о своих впечатлениях от фильма. Скажу сразу: мне понравилось. Я — как, наверное, многие — опасался, что этот фильм повторит судьбу «Пиратов Карибского моря. На странных берегах», которые были настолько вымученными и скучными, что глядя на творящееся на экране безобразие просто хотелось плакать. Да и Джонни Депп, как я уже говорил, в последнее время что-то сильно сдал, потому что и карибский флибустьер у него в очередной раз получился какой-то безжизненный и натужный, и в роли Барнабаса Коллинза он словно старательно повторял все прежние наработки из фильмов Тима Бёртона. Так что надежда была, фактически, на одного Вербински, потому что снятый им мультик «Ранго» был просто отличным, да и Депп, когда ему не надо было кривляться в кадре, справился со своей работой замечательно. А уж когда я узнал, что Вербински оказывается категорически отказался снимать или переводить всё в 3D я его прям зауважал. Потому что сейчас любой блокбастер как будто априори должен быть объёмным.

kinopoisk.ruВ итоге результат трудов Вербински и Брукхаймера выглядит просто отлично. Начнём с того, что чисто визуально фильм вылизан так, что не подкопаться. Команда создателей «Пиратов» сумела очень хорошо показать Дикий Запад, как прежде справилась с кораблями Карибского моря. То есть одновременно сделать гнилые доски, вездесущую пыль, грязную помятую одежду и местные пейзажи предельно осязаемыми, но с другой их неуловимо романтизировать. Вроде и видно на экране, что у них там жара, духотища, пылюга и с зубами у многих большие проблемы, а тем не менее не получается избавиться от мысли, что хоть на недельку туда бы смотался с удовольствием. Ну и в целом что сделано, что снято, что смонтировано всё на твёрдую пятёрку – нигде нет никакой халтуры, фильм нигде не провисает и больше двух часов пролетают вмиг (например, третьи «Пираты» были всё же слегка затянуты).

kinopoisk.ruА вот о сценарии надо поговорить подробнее. С одной стороны сценарий у фильма ну очень наивный, глуповатый и местами весьма нелогичный. Я уж не говорю про несоответствие историческим реалиям и всяким там дурацким законам физики. И за версту виден очень чёткий расчёт всего, что произойдёт в кадре, равно как и огромное влияние студии Диснея. Однако, с другой стороны, воплощено на экране всё это как-то очень ловко и умело, так что ни разу не возникает ощущения, что тобой манипулируют навязывают те или иные переживания (как в тех же «ПКМ 4»). Да, персонажи порой ведут себя так, что ты начинаешь ржать от того, что они настолько не дружат с головой (особенно хорош в этом смысле «гениальный» план главного злодея), главный герой традиционно раздражает своей правильностью (особенно, когда ты знаешь, что в финале он всё равно пристрелит всех плохишей), а сюжет может быть непредсказуем разве что для самых маленьких детей, которые кроме «Годзиллы» ничего не смотрели. К тому же фильм просто забит различными сценами, напрямую или косвенно связанными с другими картинами, так что при желании его можно разнести в прах только за это. Но, как лично мне кажется, тут всё дело целиком и полностью решил постановщик, то есть Гор Вербински. Он уже по своей предыдущей работе отлично показал, что умеет ловко и с уважением цитировать другие фильмы, не делая из этого тупой плагиат и здесь получилась та же картина. То есть, видя механических паучков, которые выращивают людей в пробирках в зелёной жидкости в «Человеке из стали» или наблюдая за битвой на узеньком мосту, на котором не хватает только Арагорна и Гимли в «Эпике» ты думаешь: «Какого чёрта?!». А в «Одиноком рейнджере» такие моменты вызывают улыбку, радость узнавания и желание тут же увидеть ещё одну цитату. В фильме этих цитат чуть ли не столько же, сколько в «Ранго»: на вскидку вспоминается «Аризонская мечта», «Мертвец», «Сонная лощина», «Маска Зорро», «Легенда Зорро», «Властелин Колец: Две башни», «Последний самурай», «Царь скорпионов» и, разумеется, куча разнообразных перекличек с «Пиратами» (два придурковатых бандита, один из которых постоянно ходит с дамским зонтиком и в чепчике, некие членистоногие существа, вылезающие из песка, сцена, похожая на первую встречу с Тиа Дальмой и просто замечательный эпизод с длинной лестницей, во время которого Тонто так хитро ухмыльнулся, что практически разрушил «четвёртую стену»). Я затрудняюсь ответить как Гор такое делает, но все эти сцены лично у меня не вызывали никакого раздражения, а совсем наоборот – смотрелись очень классно и к месту. При этом, здесь очень в тему пришлась небольшая доза шизухи, которая почти всегда есть в фильмах Вербински. Роскошный молчаливый белоснежный конь, абсолютно гениальная сцена с милыми пушистыми кроликами, которые неожиданно оказались далеко не такими милыми, эпизод с вырезанием и поеданием человеческого сердца, который, казалось бы, вообще не должны были пропустить и так далее. Наконец, Вербински очень хорошо совместил действительно добротные драматические эпизоды с весьма смешными шутками, которые идут буквально встык и при этом нет никакого сумбура. Единственной линией в этом плане, которая совершенно не впечатлила, была романтическая линия Джона и новоиспечённой вдовы его брата. Во-первых, там сразу было ясно, что — как говорил старина Джек — у них бы всё равно ничего бы не получилось (такую аморальщину никто бы не утвердил), а, во-вторых, вся линия была втиснута совершенно для галочки, чтобы никто не дай бог не подумал, что Риду индейцы среднего возраста нравятся больше, чем это позволяют нормы пристойности. Но зато в фильме регулярно появляются сцены, от которых можно спокойно, без ущерба для осознания фильма, отвлечься и предаваться с девушкой игре в «Cut the Rope» на заднем ряду – ну или что там ещё принято делать на задних рядах.

Kirby-Sattler-Art_510Актёрский состав у фильма отличный. Джонни Депп, несмотря на то, что в образе Тонто регулярно проскакивают черты Джека Воробья, играет этого персонажа намного сдержаннее и спокойней, чем карибского пирата. Депп, по его собственным словам, своей ролью хотел высказать уважение коренному народу Америки и ему это, в общем-то, удалось. Несмотря на то, что Тонто безусловно эксцентричен и чудаковат, он не выглядит придурком и клоуном, просто его индейское восприятие мира наложилось на искажение психики в детском возрасте (увидеть всё своё становище вырезанным – это вам не шутки) и получился такой вот необычный персонаж. К тому же в определённые моменты индеец становится просто страшен и тогда из Деппа уже проступают Суинни Тодд и Безумный Шляпник, но это если откровенно придираться. Ну и чисто внешне выглядит Тонто очень здорово, а находка с чучелом ворона, я считаю, и вовсе замечательная. Кстати, этот ворон вместо головного убора появился под впечатлением Деппа от картины Кирби Сэттлера «Я — ворон», на которой птица пролетает над индейским воином (картину вы можете увидеть в качестве иллюстрации к этому абзацу).

kinopoisk.ruАрми Хаммер сыграл честного и наивного Джона Рида неплохо, явившись отличным катализатором для шуток и подколок Тонто. Правда, в сценарии Рейнджер был прописан как-то уж слишком глупо (было совсем непонятно с чего он щадит бандита даже после того, как тот угрохал кучу народа почти у него на глазах), но Хаммер выжал из этого образа всё, что смог и не разу не раздражал, что я считаю его большой заслугой. Кстати, Хаммер снимается уже давно и хотя я видел его только в «Белоснежке» Тарсема Сингха, он также играл в сериале «Сплетница», у Финчера в «Социальной сети» и даже, сказывают, целовался с ДиКаприо в «Дж. Эдгаре»!

kinopoisk.ruТом Уилкинсон в роли мэра Коула выступил неплохо, но ничего особенного не показал. Там ещё по трейлерам было ясно кем он в итоге окажется, поэтому никакого откровения не получилось, а похожих ролей у Тома уже было полно. Уильям Фихтнер главгадствовал вполне качественно, правда, всё равно чего-то в его образе не хватало, чтобы можно было поверить, что это самый свирепый бандит Дикого Запада. Кстати, большинство трюков он выполнил сам — в частности спрыгнул с быстро мчащегося поезда на спину скачущей лошади. В роли капитана Фуллера засветился неплохой актёр Барри Пеппер (я его до сих пор помню как неопытного надзирателя из «Зелёной мили» и стараюсь не вспоминать о кошмарном «Поле битвы — Земля»). Сыграл добротно, но, опять же, ничего особливого. Рут Уилсон в роли жены (а в последствии вдовы) брата главного героя почти единственная, кто как раз не понравилась. И выглядела на удивление серо и блёкло, и играть там было изначально нечего. В совсем крохотной роли появился Стивен Рут, которого вы могли слышать в мультсериале «Царь горы» или видеть в моём любимом «Мечтай и путешествуй». Наконец, очень здорово выступила Хелена Бонэм Картер в роли местной Тиа Дальмы с костяной ногой. Правда, её было как-то неприлично мало, особенно для персонажа который красуется почти на всех постерах к фильму — в буквальном смысле три крохотных эпизода. Однако, мне понравилось как в ленте практически одним кадром сумели рассказать её историю, получилось очень здорово. Ну и, конечно, так и казалось, что из-за кушетки мадам Харрингтон вот-вот покажется растрёпанная шевелюра Тима Бёртона.

kinopoisk.ruИ, также как и в случае с «Человеком из стали» я хочу отдельно сказать о саундтреке. Его я ещё не успел послушать в отрыве от фильма, но тут очень хорошо чувствуется другой стиль гениального композитора Ганса Циммера, стиль, который он использует для фильмов вроде «Пиратов» (для фильмов Нолана он пишет совершенно другую музыку). Музыка получилась замечательная, собственно, как и всегда: рычание бас-гитары устойчиво навевали ассоциации с «Ранго», было много отсылок понятно к какой квадрилогии, а вся финальная сцена происходила под чуточку обработанную и закольцованную несколько раз увертюру Джоаккино Россини из оперы «Вильгельм Телль», которая к тому же является главной темой телесериала про Рейнджера (в отзывах публики её как только не называют: и канканом, и маршем, и полькой – только что не хип-хопом). «Пираты», конечно, мне понравились больше (там главная тема, по крайней мере, оригинальная), но в целом получилось просто отлично.

kinopoisk.ruВпрочем, к огромному моему сожалению, этот фильм прокатывается пока просто-напросто ужасно. На момент написания рецензии (9 июля 2013 года) за две недели в американском прокате «Одинокий рейнджер» еле-еле наскрёб $48 миллионов, а по миру в целом — $73 миллиона. Это чудовищный провал, на картину просто никто не ходит. Почитал отзывы на «Кинопоиске», так многие его ругают именно за то, что я хвалю: за Деппа, повторы и кучу стыренных сцен. Это какой-то лютый трындец, если идиотский «На странных берегах» собрал кучу бабла, а вполне забавный и ловко снятый «Рейнджер» уже фактически провалился. Впрочем меня уже ничего не удивляет, после того как «Алиса в стране чудес» в компании «Белоснежки и охотника» насобириали по миллиарду. Просто как раз сиквел «Рейнджера» я бы посмотрел, чем очередную серию «Пиратов» (а её скоро начнут снимать), которые, по большому счёту, себя изжили после первого фильма.

Резюмирую. Гор Вербински не подвёл. Фильм получился смешной, динамичный, очень неплохо сыгранный (особенно что касается парочки Рид — Тонто) и гораздо лучше того, куда стремительно скатывается экранизация диснеевского аттракциона. Просто Гор отлично понимает, что кривляющийся Джонни Депп должен не выступать в авангарде, а выгодно сдабривать основное блюдо, как особенно экзотическая приправа (вспомните «На краю света», где Воробей первые сорок минут вообще не появлялся). Но увы, второй серии, похоже, не будет. Жаль, конечно, но может оно и к лучшему. Останется «Рейнджер» единственным и неизгаженным неумелыми сиквелами.

kinopoisk.ru

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 4+

Режиссёрская работа: 5

Сценарий: 3+

Зрелищность: 5

Краткое резюме: здорово

Нужно ли смотреть: вполне можно

- комментарии

Оставьте комментарий