Это ж чего только не бывает на свете: создатель «Плезантвилля» не сдюжил, а создатель «Я — легенда» смог? И кому теперь верить?

Сбитый с толку зритель

kinopoisk.ruКак вы помните из первого фильма, в относительно далёком будущем есть такое государство, называемое Панэм. Периодически в этом государстве, поделённом на 12 районов, проводятся так называемые «Голодные игры», когда от каждого района выбирается девушка и юноша от 12 до 18 лет, всех 24 участников свозят на одну арену, и они сражаются до тех пор, пока в живых не останется только один. Данное мероприятие должно напоминать гражданам Панэма, живущим в определённых районах, о каком-то древнем восстании против столицы государства, Капитолия, которое было жесточайшим образом подавлено, так что теперь на карте страны даже отсутствует 13 район (он был полностью уничтожен). Правда, организованы эти самые игры достаточно паршиво, потому что, скажем, что интересного в том, чтобы наблюдать за беготнёй нескольких детей по лесам с периодическим убиванием друг друга, зачем сваливать в одну кучу малолеток и практически взрослых, которые первых убивают в самом начале минут за пять или каким образом убийство детей может держать народ в страхе и смирении — совершенно не ясно. Ну и в устройстве самого государства и Игр творится чёрти что. Зажиточные районы, в которых живёт знать, преданная правительству, выглядит так, словно Юдашкин со Зверевым закинулись ящиком ЛСД, запили его ведром текилы и в таком состоянии стали творить. В самом правительстве каждый делает что хочет, неразбериха творится полнейшая, но при этом все страшно боятся сурового диктатора Сноу (Дональд Сазерленд). Жители голодающих районов пашут как проклятые, десятилетиями терпят то, что их детей убивают у них на глазах, но сделать ничего не пытаются. При этом чётко видно, что они все в жутком негодовании, но терпят потому что… ну, потому что.

kinopoisk.ruИ вот в очередных «Голодных играх» победу одержала пара из одного района — Кэтнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) и Пита Мелларк (Джош Хатчерсон). Хотя по всем правилам выжить должен только кто-то один, распорядитель игр запаниковал, когда Кэтнисс и Пита решили скушать пригоршню ядовитых ягод, только бы, дескать, не терять друг друга (они вроде как влюбились по ходу дела, но так до конца и не понятно взаправду ли всё это, или ребята просто играли на камеру). При этом что случилось бы, погибни они оба, в фильме так и не сказали. Ну а запаниковавшего распорядителя тут же до отвала накормили теми самыми ягодками, а ему на смену пришёл насквозь циничный и про-капитольский Плутарх Хевенсби (Филипп Сеймур Хоффман). Теперь молодые люди вместе с семьями живут в Деревне Победителей, по соседству с единственным ранее выигравшим от их района, Хэймичем Эбернетти (Вуди Харрельсон), который всё также непереставая квасит целыми днями.

kinopoisk.ruНынче настали суровые времена, в народе зреют волнения и руководством Капитолия был разработан так называемый «Тур победителей», в ходе которого Кэтнисс и Пита разъезжают по районам, показывают всем как они любят друг друга и всеми силами отводят мысли простых граждан от восстания. А меж тем восстание уже очень близко. Почему? А чёрт его знает. Видимо убивать на протяжении семидесяти с лишним лет детей ради развлечения все считали нормальным, но как только на арене возникла чистая и непорочная любовь двух подростков, тут-то все и сообразили: пора бунтовать. Нет, серьёзно, я так и не понял по каким именно причинам бунт назрел именно сейчас и почему Кэтнисс стала его символом. Она ничего не сделала для какого-то там сопротивления, она не призывала ни к чему, не совершала никаких срывающих покровы поступков. Она просто отказалась выполнять откровенно идиотские требования распорядителя, от чего тот так перепугался, что принял её условия. Причём тут восстание, причём свержение власти — понять решительно невозможно. То есть семьдесят лет всех всё устраивало и тут вдруг «Она не захотела жить без любви, это вызов Системе, восстаньте, братья»?

kinopoisk.ruНу да ладно, как бы там ни было, но такая вот ситуация вокруг Кэтнисс сложилась. И Сноу она не очень-то радует, потому что народ получил символ, за которым он теперь пойдёт. Опять же, повторюсь, с какого бодуна Кэтнисс стала символом из фильмов ни черта не понятно, но факт налицо. А Капитолию не нужно, чтобы у людей было за что бороться (не за семьи и свои жизни же, правильно, а за незнакомую девицу), их и так всё вполне устраивает. Так что принимается решение, что молодые должны всячески изображать любовь (хотя Кэтнисс дожидался шахтёр Гейл Хэвторн (Лиам Хемсворт) и она любит вроде как его), делать вид, что всё хорошо, показывать, что они шикуют на деньги правительства и втоптать таким образом свой светлый образ символов «Лё Резистанс» в грязь.

kinopoisk.ruНо с самого начала всё идёт не так. На одной из встреч Кэтнисс отходит от сценария, толпа начинает вскидывать руки в её приветственном жесте (что как бэ символизирует неповиновение власти), нескольких зачинщиков тут же без затей стреляют на месте, и Эвердин с Мелларком понимают, что их попросту использовали. И хотя дальше они во всём следуют бумажкам, народ уже видел проявление сочувствия со стороны победителей, понял, что они свои и начал активно сопротивляться режиму, громя магазины и устраивая митинги, которые нещадно разгоняются солдатами.

kinopoisk.ruУглядев, что уничтожить Кэтнисс как символ не получается, Сноу принимает решение уничтожить её в буквальном смысле. С этой целью организовываются специальные «Голодные игры», в которых будут участвовать только победители прошлых лет. Разумеется, Кэтнисс и Пита попадают в список участников, но неожиданно оказывается, что многие из должников (так называют участников игры в честь того давнего восстания) не прочь заключить с Эвердин союз и наплевать на попытки правительства растоптать его.

kinopoisk.ruНу а дальше будут Игры. Сноу будет всеми силами пытаться убить Кэтнисс, причём так, чтобы она сначала сама замарала руки. Её друзья будут всеми силами помогать ей и оказывать поддержку. В стране начнётся настоящая гражданская война, повсеместно начнутся стычки с солдатами и полицией. Ну а Кэтнисс просто попытается выжить. Потому что она против собственной воли оказалась негласным лидером сопротивления, совершенно не имея представления о его планах и действиях, и одновременно превратилась во врага Капитолия номер один. И что из этого выйдет — одному богу известно.

***

kinopoisk.ruЕсли честно, то я в смятении. Не ожидал, как говорил Кощей в одном поздне-советском фильме. Как вы можете помнить по рецензии на первый фильм, «Голодные игры» мне практически не понравились. Хорошие актёрские работы, да музыкальное сопровождение — вот и всё, что было в этом фильме стоящего. Сценарий, постановка, спецэффекты, операторская работа и клинический дебилизм всего, что было связано с миром будущего и, непосредственно, Играми всё удовольствие от просмотра накорню перечёркивали. И, что особенно забавно, снято всё было довольно приличным режиссёром Гэри Россом, поставившим «Плезантвилль» и написавшим сценарий к «Большому» с Томом Хэнксом. И поэтому когда объявили, что режиссёром сиквела (а он, разумеется, планировался, потому что при бюджете в $78 миллионов фильм собрал $691 миллион) будет Френсис Лоуренс, я решил, что дело совсем дрянь. Потому что Лоуренс начал с туповатого, но достаточно атмосферного боевичка «Константин» с Киану Ривзом, но уже второй его фильм, «Я — легенда», был лютой бредятиной с отвратительными спецэффектами и таким количеством логических и сюжетных дыр, что через него можно было макароны процеживать. Последнюю работу режиссёра, фильм «Воды слонам!», я не видел, но отзывы на него (при весьма приличных сборах и наличии в актёрском составе Риз Уизерспун и Кристофа Вальца) были полярные. Словом, ничто не предвещало, совсем ничто. А фильм взял да и получился. И если первая часть сравнение с «Сумерками» выдерживала на все сто, то со второй такой трюк уже не прокатывает.

kinopoisk.ruПервым делом, я хочу сказать, что чисто сценарных проблем у фильма всё-таки хватает, тут не поспоришь. Но все они вытекают прямиком из первой части (книгу я не читал и не собираюсь, поэтому сравнений проводить не буду). Вообще, за время просмотра, у меня постоянно возникало чувство громадного сопереживания команде Лоуренса, потому что было видно, как отчаянно они стараются исправить косяки и глупости первой части фильма, притом, что работы там непочатый край.

kinopoisk.ruНапример, персонажи. Одной из проблем первого фильма было то, что связь персонажей была крайне условной. Нам просто говорили: вот это команда поддержки Кэтнисс, вот это парни, в чувствах к которым она не может разобраться, вот ему Эвердин нравится с детства — и так далее. Но это совершенно не чувствовалось, герои всё равно оставались кучкой юнитов, созданных в разных зданиях в одном экземпляре, а потом собранные выделением в рамочку в один отряд. Во второй же части, персонажам написали характеры, и актёрам стало что играть. Характерный пример — Эффи Тринкет в исполнении Элизабет Бенкс. В первой части я вообще не понял, что это за пугало. Ну появилось в нескольких сценах, ну пыталась изображать подружку главной героини, ну пошучивал над ней Хэймич — дальше что? Она была совершенно инородным предметом. Тут же у Эффи появился характер, стало видно, что она и в самом деле давно знакома с Эбернетти, что за её плечами есть какая-то история.  Сумели показать, что она и в самом деле переживает за Кэтнисс и находится целиком и полностью на её стороне. Чёрт побери, у неё даже стала вырисовываться какая-то драма, которую (по крайней мере пока) оставляют за кадром, стало интересно за ней наблюдать и думать что же такого случилось, что она стала такой фриковатой страхолюдиной? И подобным образом можно сказать про любого персонажа фильма. Повторюсь, между ними появились связи, если хотите, пресловутая «химия», персонажи стали живыми.

kinopoisk.ruСо сценарием тоже постарались на славу и хоть как-то смогли выправить тот невероятный бред, что нагородили в первом фильме. Правда, многое так и осталось непонятным, но это уже именно проблема того, что «И вспыхнет пламя» является продолжением, и кое-что должны были объяснить ещё в первой части, но не сочли нужным. Стали понятнее многие моменты с устройством мира Панэма, в чём смысл Игр (всё равно бред, но хотя бы ясно, что победители реально получают вместе с их семьями всё), как устроено это государство, какие настроения бродят среди разных слоёв населения. Прояснили вопрос, почему Сноу так ненавидит Кэтнисс. Снова оговорюсь, вся эта шняга про то, как распорядитель испугался непонятно чего, спас обоих должников, хотя они спокойно могли умереть на арене, и подставил тем самым чуть ли не всю правящую верхушку, дав народу символ и надежду — невероятная ржака, но тут уж ничего не поделать. Лоуренс всё-таки не Патрик Люсьер, чтобы забивать на события первого фильма в сиквеле. Так что про сценарий, несмотря на множество огрехов и нелепостей, я бы говорить ничего плохого не стал. Граждане старались как могли, и не их вина, что всё дело им изрядно подгадили создатели первого фильма.

kinopoisk.ruНаконец, Лоуренс исправил ещё одну большую проблему первой картины: убрал ко всем чертям эту долбанную трясущуюся камеру. Самое интересное, что оператор первой части Том Стерн снимал целую кучу фильмов Клинта Иствуда, и там всё было в порядке, а вот «Голодные игры» смотреть было почти невозможно. Также в фильме похорошели и спецэффекты, стало видно, что арена — это настоящая куча ловушек и опасностей, а не просто лес, по которому бродят герои фильма. Глупости, конечно, остались и там (например, возникающие прямо на пути следования опасности силовые поля или нейтрализация всех последствий попадания в ловушку водой), но их не так много и они так не раздражают, как материализующиеся из воздуха собаки в первой части.

kinopoisk.ruНо главный момент фильма остался неизменным: отличный актёрский состав, который во второй части существенно расширили. Собственно, на фильм в кинотеатр я пошёл только потому, что мне неожиданно очень сильно захотелось увидеть Дженнифер Лоуренс, что называется, ПРЯМО ЩА! Так бы я спокойно дождался выхода на видео, да вот не стерпел.

kinopoisk.ruТак вот, Лоуренс сыграла свою роль значительно лучше, чем в первом фильме. Там она тоже была хороша, но ей приходилось искать какие-то нюансы и зацепки буквально на пустом месте, а здесь много моментов прописаны заранее и актрисе уже есть за что зацепиться. Кэтнисс оказывается втянутой в политические игрища совершенно против своей воли, она вынуждена притворяться и играть роль, что ей сильно претит. И что ещё немаловажно, обеим сторонам она по большому счёту нужна исключительно как символ. Только революционерам этот символ надо во что бы то ни стало сохранить, потому что народ пойдёт за ней, а правительству — уничтожить, по той же самой причине. Плюс Эвердин очень сильно привязана одновременно и к Пите, и к Гейлу, и она не может чётко понять, кого она любит по-настоящему, а кого просто привыкла видеть рядом с собой и ощущать поддержку. Но слюнявости в фильме стало значительно меньше, отношения выясняются быстрее и точнее, а чувства раскрываются больше через поступки. Подход правильный, да и актрисе сразу же есть что играть. И Лоуренс в этой роли буквально блистает. Переживания за родных, копание в себе, ужас от того, в какую жестокую и кровавую игру её втянули против её воли — всё это было сыграно просто замечательно. А уж самый-самый финал, когда ужас и подавленность Кэтнисс практически моментально сменяются яростью и бешенством — вот это уже совершенно крышесносящее, всё-таки на роль они определённо взяли того, кого надо.

kinopoisk.ruНамного лучше выступил и Джош Хатчерсон. Если в первой части ему просто предписывалось таскаться за Кэтнисс с тоскливым видом и смотреть на неё щенячьими глазками, то тут уже ситуация в корне иная. Пита (мне, кстати, нравится, как в дубляже вместо «Пита» старательно говорят «Пит») понимает, что он был, по сути, просто средством для Кэтнисс, средством выбраться с арены живой. И что на его чувства всем, по большому счёту, наплевать — они просто должны были играть роли. Но для него всё это было по-настоящему и теперь он как-то старается с этим жить. Правда, он не знает, что своими поступками он убедил Кэтнисс в серьёзности своих намерений (я силился вспомнить, чего он такого в первой части сделал, но потом просто принял это как должное) и стал для неё тоже родным человеком. Ну и всякие сцены, вроде понимания, что на арену, которой он боится, придётся возвращаться, были сыграны очень здорово. Хатчерсон, конечно, не какой-то там невероятный мастер перевоплощений (в принципе он во всех фильмах играет Хатчерсона), но при чётко поставленной задаче он играет вполне достойно.

kinopoisk.ruГейл в исполнении Лиама Хемсворта был неплох. Ему, правда, опять толком не дают развернуться, но Хемсворт фамилию не позорит, играет отлично. Собственно, ему уже давно пора доверить главную роль, я думаю, он её вполне потянет. Также очень понравилось, как был сыгран персонаж по имени Финник Одэйр, роль которого исполнил Сэм Клафлин. Ранее он играл какую-то второстепенную роль в «Белоснежке и охотнике», а также дурацкого священника с его дурацкой любовью к русалке в четвёртых «Пиратах Карибского моря», и поначалу я подумал, что это будет такой Като №2 (главный злыдень первого фильма в роскошном исполнении Саши Курицына, пардон, Людвига). Но оказалось, что Финник персонаж чертовски занимательный. Обаятельный, решительный, смелый, а главное — Клафлин его реально здорово сыграл. Вот просто было интересно за ним следить. Также хотелось бы выделить Джену Мэлоун в роли стервозной охотницы. Там уже с первой сцены в лифте стало понятно, что персонаж интересный (если смотрели, поймёте о чём я, хе-хе), она и дальше не подкачала. Я её помню по небольшим ролям в «Донни Дарко» и «Запрещённом приёме», но она определённо достойна большего. Наконец, из новоприбывших нельзя не вспомнить Филипа Сеймуа Хоффмана и Аманду Пламмер. Первый сыграл нового распорядителя Игр именно так, как подобного персонажа и надо было, на мой взгляд, играть. Плутарх Хевенсби внешне спокоен, одет неброско, гладко выбрит, командует ровным голосом. Но при этом только по его глазам видно, что это страшный человек и дорогу ему переходить не стоит, потому что он вас просто растопчет. Ну а Аманду было элементарно приятно видеть, всё-таки новелла про ограбление кафешки из «Криминального чтива» с её участием, незабываема.

kinopoisk.ruСо старой гвардией всё тоже в полном порядке. Вуди Харрельсон стабильно отвечает за элемент комедии в фильме и без просыха пьёт всё, что только можно поджечь. Правда, как я узнал из комментов на одном из сайтов, во второй книге было рассказано, как он в одиночку выиграл очень сложные Игры и потерял из-за них всё, что можно, а поэтому и постоянно пьёт, но в фильме про это ни слова, так что пока ждём. Отлично выступил Стэнли Туччи, у которого во второй части было значительно больше экранного времени. Там, конечно, тоже в основном буффонада и кривляние, но, во-первых, кривляется Туччи очень смешно и здорово, а, во-вторых, местами в его поведении даже появился какой-то драматизм, чего раньше замечено не было. Про Элизабет Бенкс я уже говорил, добавлю только, что за чертами фрика с идиотской причёской и дебильным париком стал проглядывать живой человек, что не может не радовать. Ну и без преувеличения шикарно выступил Дональд Сазерленд в роли президента Сноу. Злодей там, разумеется, довольно карикатурный, да и сцены с ним почти все клишированы и традиционны, но Сазерленд в роли просто купается, плюс времени на экране у него опять же больше, чем в первом фильме. А вот Тоби Джонса было откровенно жаль. Появился всего в одном крохотном эпизодике и даже для идиотского мира Панэма выглядел кошмарно. Просто потому, что в причёсках и макияже должна быть грань, за которую переступать не стоит, а бедного Тоби за эту грань просто-таки зашвырнули.

kinopoisk.ruРезюмирую. Несмотря на достаточное количество огрехов (ноги большинства из которых растут прямиком из первой части), фильм «Голодные игры. И вспыхнет пламя» определённо получился. Он более живой, понятный и логичный, ну а актёры с самого начала были что надо. Финальную книгу, конечно же, было решено разбить на два фильма, но радует то, что обоими занимается та же команда, что и второй частью, во главе с Лоуренсом. Флаг им в руки, эту франшизу ещё вполне можно спасти!

P.S. В кои-то веки не могу продолжительно ругаться на дубляж. Ну да, Гейл и Пита были озвучены достаточно паршивенько, но во всём остальном — никаких претензий. Самое интересное, что дубляж вроде бы делался теми же людьми, что и в первом фильме. Ну, может если сначала посмотреть оригинал, то и тут дубляж, не понравится, но в кинотеатре слух почти ничего не резало, просто сидел и смотрел неплохой фильм.

kinopoisk.ru

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 4

Режиссёрская работа: 4

Сценарий: 4-

Зрелищность: 4

Краткое резюме: серьёзная работа над ошибками

Нужно ли смотреть: вполне можно

- комментарии

Оставьте комментарий