Платформы: PS3, PS4

Жанр: survival во всех смыслах

Графика: отличная

Сложность: высокая

Музыка: великолепная

Играбельность: не ограничена

—What the job? Take care about this pain in the ass?

—Yeah, fuck you too.

Примерный диалог из игры

—Помню, смотрел этот фильм, ещё до эпидемии.

—Ну и как? Он разодрал её в клочья, да?!

—Нет, какое там — это ж тупой подростковый фильм.

—И ты его смотрел? Зачем?!

—Я… не знаю…

Элли и Джоэл, разглядывая постер «Dawn of The Wolf. Part 2»

—Какая она тощая. Почему? Ведь раньше было полно еды, да?

—Ну, да, но некоторые специально старались есть поменьше.

—Что? Зачем?

—Ну, для того, чтобы быть в форме.

—Идиотизм.

Элли, рассматривая плакат с фотомоделью

«Замечание: обновить бомбы-ловушки, а то заражённые уже почти всех их посшибали. И да: НЕ ЗАБЫТЬ НАНЕСТИ НА КАРТУ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ!»

Записка

—А где твои родные, семья?

—Там же где семьи большинства из нас — давно мертвы.

 

—Слушай, я просто пообещал помочь довести тебя до Капитолия, на тебя саму мне совершенно насрать, поверь.

—Отлично, значит мы отлично сработаемся!

 

—Слушай, а почему бы тебе просто не починить одну из этих машин?

—Охренеть, да ты гений! Я столько лет как дурак ищу рабочую машину, а оказывается, надо было просто починить одну из этих!

 

—А чего ты боишься больше всего?

—Этих тварей снаружи. Так и думаю — а ну как внутри они всё ещё люди, просто их тела перестали их слушаться и они с ужасом наблюдают за своими же действиями, не в силах остановиться.

 

—Джоэл, поклянись. Поклянись мне, что всё, о чём ты мне говорил — правда.

—Клянусь.

Финал

Alexander-Iaccarino-The-Last-of-Us-VariantСтудия «Naughty Dog», так или иначе, известна, наверное, всем уважающим себя любителям видеоигр, в том числе и таким нубам, как я. Проектом, принёсшим ей всемирную любовь и уважение, стала серия «Crash Bandicoot», а на, теперь уже предпоследнем, поколении консолей несколько лет подряд рулит другой сериал — «Uncharted». Вот уже три раза (не считая карточную игру и спин-офф для «PSVita») истории про приключения неутомимого идейного последователя Индианы Джонса по имени Натан Дрейк, с лёгкостью заруливали всех конкурентов и гребли деньги бульдозером. И это при том, что «Неизведанное» остаётся суровым эксклюзивом для PS3, что несколько уменьшает потенциальную аудиторию. И поэтому когда студия пару лет назад заявила о начале разработки приключения от третьего лица под названием «The Last of Us», в котором обещала отойти от приёмов и ходов трилогии про Дрейка и рассказать о развернувшемся на Земле зомби-апокалипсисе, к этому проекту сразу же приковалось пристальное внимание прессы и фанатов. А когда игра вышла, то почти все издания стали дружно выставлять ей десятки и наперебой нахваливать создателей оного произведения. И, хотя так бывает далеко не всегда, в данном случае все дифирамбы критиков совершенно справедливы.

the_last_of_us-1371790067В случае с играми, подобными «Последним из нас» (идиотское локализованное название оставим до конца рецензии, когда речь пойдёт про перевод) так сразу и не сообразишь с чего начать. Тем более что из игр последнего времени я и не припомню, чтобы меня хоть что-то также впечатляло. Разумеется, я беру в расчёт только те игры, в которые я — при отсутствии собственной консоли — поиграл сам не менее трёх-четырёх часов либо же видел прохождение не меньше чем ¼ игры. Навскидку из игр на PS3 сравнимое впечатление с «The Last of Us» на меня произвели разве что «Heavy Rain» да тот же «Uncharted» (был ещё, правда, шикарный «L.A.Noir», но это всё-таки мультиплатформа).

2506286-4733533140-The-LДело в том, что рассказ об этой игре хочется начать про всё сразу: про то, как ты прорывался с боем через кордон бандитов, раздавая пинки железной трубой, с привязанными к ней ножницами и угощая ретивых гадов бутылками с зажигательной смесью; про то, как зимой охотился на оленя с луком, выслеживая его по следам, оставленными в снегу; про то, как крался через полуразрушенный небоскрёб, прислушиваясь к хрипящим  и щёлкающим стонам в темноте, сжимая в руке наскоро собранную заточку; про то, как выглянув на улицу из разлома в стене, увидел стадо мирно пасущихся жирафов; про то, как блуждая в снежной круговерти с одним перочинным ножом, методично отлавливал по одному вооружённых каннибалов и отправлял их на тот свет; про то, как держал на руках умирающего ребёнка, и рыдал, чувствуя как его кровь заливает тебе руки; про то, как собрал на верстаке из найденных гаек, винтов и шестерёнок приспособление, вдвое увеличившее боезапас верного дробовика; про то, как терял друзей, терпел предательство, нырял на дно сточных вод, попадал в лапы к заражённым и едва уносил ноги, взбирался на ржавые остовы автобусов и любовался закатным солнцем, отражающимся в мутных, грязных окнах покинутых годы назад людских квартир…. Поверьте, мне очень сложно остановиться, потому что эта игра дарит такую массу самых разных впечатлений, что тебя буквально распирает от эмоций.

27Но, пожалуй, всё же пару слов о сюжете. В 2013 году мир перестал существовать таким, каким мы его с вами знаем. Вполне себе безобидный для человека, но смертоносный для насекомых грибок кордицепс (который подчиняет себе нервную систему носителя, а спустя некоторое время прорастает прямо из головы, разбрасывая повсюду споры), неожиданно мутировал и переключился на людей. В довольно короткие сроки настал полнейший хаос, по улицам метались толпы заражённых людей, кусая и разрывая на куски всех, кто попадался на пути. Города опустели, народ затаился кто где.

46Двадцать лет спустя, главный герой игры, Джоэл, который был свидетелем апокалипсиса, живёт в Бостоне, на территории так называемого карантина — обнесённой заборами зоны, где выжившие существуют под командованием военных. Он промышляет на жизнь контрабандой оружия, продуктов и медикаментов в свободные зоны, где также живёт много людей, не желающих мириться с военной диктатурой. Но проблема в том, что свободные земли кишат заражёнными и различными бандами, которые убивают друг друга ради пропитания и прочих припасов. Также вне зоны карантина действует загадочная организация, которая называет себя «Светляки», точно также не признающая власти военных, но в отличие от разрозненных банд сплочённая, крупная и со строгой дисциплиной.

63Однажды Джоэл и его коллега Тэсс подряжаются помочь лидеру «Светляков» Марлин, в обмен на подло, в тайне, проданное ей бывшим подельником Джоэла оружие. Дело, по сути, не такое уж сложное: надо просто доставить в другую часть города, за кордоны и блокпосты, четырнадцатилетнюю девушку Элли, что для профессионала уровня Джоэла — пара пустяков.

Но, как водится, всё летит к чёртовой матери, когда на месте вся команда «Светляков» оказывается перебита, и Джоэл с Элли отправляется в длительное и крайне опасное путешествие через всю территорию бывших США, чтобы исполнить данное обещание.

***

the_last_of_us_wallpaper_3-1920x1200«Naughty Dog» не обманули — эта игра и вправду практически ничем не напоминает трилогию про Дрейка. Остались разве что какие-то небольшие базовые движения, взбирания на уступы, да частично анимация рукопашного боя. А не напоминает просто потому, что «Неизведанное» — это динамичный приключенческий боевик, каждые две минуты которого что-то взрывается, каждые пять что-то рушится, а за один заход главный герой выкашивает пару сотен противников. «Последние из нас» же — это сурвайвл во всех возможных для этого термина смыслах, так как выживание поставлено тут во главе всего игрового процесса. Постапокалиптический мир скуден на оружие и боеприпасы, всего постоянно не хватает, а аптечки и прочие полезные вещи приходится собирать буквально из подручных средств, подбираемых героем по ходу игры. И хотя чисто теоретически пройти с боем всю игру, наверное, вполне возможно, на деле это выходит чрезвычайно затратно и непросто. А всё потому, что враги в кои-то веки не просто берут числом, они ещё и значительно сильнее вас, а также весьма умны в открытом противостоянии. Прошли те времена, когда от пулемётной очереди, схваченной в грудь, главный герой просто ругался, присаживался за какой-нибудь уступчик, и через минуту всё снова было хорошо.

32Во-первых, Джоэл человек преклонных лет (ему около пятидесяти) и в игре это постоянно подчёркивается. Он не очень быстро бегает (кроме случаев крайней необходимости), грузно приземляется на землю после прыжка, не обладает профессиональными приёмами рукопашного боя (может и впустую воздух пнуть, и удар пропустить), а вражеская пуля опрокидывает его навзничь и вскочить в ту же секунду он не может. Порой дело доходит до того, что во время особенно ожесточённой драки, когда враги значительно превосходят числом, он просто падает на пол, прикрываясь руками, и приходится его заставлять подниматься. То есть Джоэл — не супермен, он просто выносливый и физически крепкий мужчина, всю жизнь ходящий по лезвию бритвы. Но что касается безжалостного устранения противника, тут он настоящий профессионал, не знающий никакой пощады. Прирезать, удушить, сломать шею, вбить кадык глубоко в горло, размозжить голову о детали интерьера, раскроить череп подручными средствами — Джоэл никаких проблем с этим не испытывает. Поэтому в игре рулит грамотный стелс, с выяснением маршрутов патрулей, отловом врагов, отошедших в сторонку, утаскиванием за какой-нибудь ящик с последующим придушением (уже убитых врагов таскать и прятать нельзя, а на трупы товарищей враги реагируют исправно). Наконец, едва ли не впервые на моей памяти, в очень многих местах ты трижды подумаешь, а стоит ли вообще конфликтовать и не лучше ли просто-напросто обойти «огородами», не попавшись никому на глаза. Потому что временами ну очень не хочется тратить с таким трудом добытое и созданное.

30Но тут может оказаться сильным второй фактор. Во-вторых, поскольку патронов и аптечек на уровнях чертовски мало (да-да, в игре нет регенерации здоровья), то просто необходимо создавать оружие и медикаменты самому. Поэтому настоятельно рекомендуется обшаривать все закоулки, ящики и запертые комнаты на предмет разного тряпья, осколков, бинтов, недопитых бутылок с алкоголем и прочего дрязгу, с помощью которого можно собирать самое необходимое. Но тут поджидает ещё один подвох: большинство оружия ближнего боя очень быстро ломается и вам постоянно надо искать что-нибудь новое. Разумеется, это зависит от типа предмета, потому что деревянной доски вам хватит, чтобы убить всего одного врага, а обломок трубы неплохо справится с двумя-тремя противниками. К тому же, после определённого момента, вы сможете эти предметы улучшать, привязывая к той же трубе пару сломанных ножниц, что существенно продлевает срок службы предмета, а заодно валит почти любого противника с одного удара. Не стоит забывать также и про верстаки, добросовестно утащенные из «Dead Space»: по всей игре разбросаны кучи металлических деталей (особенно много их, как правило, в запертых комнатах) и несколько наборов инструментов, с помощью которых потом можно модернизировать и улучшать огнестрельное оружие. Увеличить ёмкость магазина (при этом, тут всё тоже, в общем-то, в пределах логики, потому что, скажем, с револьвером такое не сработает), уменьшить отдачу, ускорить перезарядку, сшить кобуру для второго корокоствола и петлю на рюкзак для длинноствольного оружия, чтобы в пылу схватки быстрее переключаться с одного вида оружия на другого, а не скидывать рюкзак и не рыться в нём. Словом, всё, что вы найдётё на развалинах человечества, вам сильно поможет в борьбе за выживание.

Last-of-Us-Joel-vs-Clicker-by_maccolaВ-третьих, местами слово сурвайвл обзаводится вполне себе законной и всем известной приставкой хоррор. Потому что, когда вы крадётесь по тёмным комнатам, прислушиваясь к хрипам и стонам заражённых, или медленно вышагиваете в подвалах, где распылены миллиарды грибных спор и ничего не видно уже на расстоянии в пару метров — нервы напряжены до предела. И тут, как водится, где-то у вас за спиной раздаётся душераздирающий вой, за ним следует топот ног, и вот уже целая стая кровожадных тварей так и норовит разорвать вас на куски. При этом с кровавыми подробностями всё в полнейшем порядке, причём кровь и внутренности тут не аляповато-несерьёзные, а предельно натуралистичные и неприятные. Кровь густая и вязкая, зубы смыкаются на плоти с отвратительным чавканьем, из шей выдираются жилы и куски мяса, враги хрипят и булькают, захлёбываясь собственной кровью, а сцены смертей и неприятностей, происходящих с героями порой просто физически трудно перенести. Жестокость сделана нарочно приземлённой и обыденной, и от этого она становится ещё более страшной.

080213_790508020От вопросов выживания плавно перейдём к дизайну. И тут тоже сплошные тёплые слова. Выйдя на природу, первые моменты ты просто стоишь на месте, разинув рот, не в силах двинуться дальше. Просто хочется, не переставая любоваться красотами природы, тем, как она целенаправленно и планомерно отвоёвывает себе всё то, что человечество у неё отобрало и превращает людские постройки в каркасы для растений. При этом сами разрушенные города получились лишёнными мрачности и безысходности, жизнь на развалинах кипит, природа в отсутствие человека чувствует себя прекрасно. А уж к периодически появляющимся на экране зверушкам так и вовсе одни комплименты: заметив разбегающихся от твоих шагов крыс, улыбаешься, а встретив стадо жирафов, просто в ступоре облокачиваешься на парапет и забываешь обо всём на свете. Никуда не хочется уходить и никого не хочется убивать, а только смотреть и смотреть на этих прекрасных, спокойных и величественных животных, невозмутимо пасущихся там, где ещё пару десятков лет назад ездили машины, и не было ни травинки. И тем разительнее на фоне этого контраст с логовами заражённых, где темно, ни черта не видать, а в воздухе постоянно распыляются споры, вдыхание которых для человека смерти подобно. Дизайн тварей выполнен просто отлично, с учётом разнообразных анатомических подробностей, выглядят они вполне правдоподобно и от этого весьма зловеще. И особенно впечатляют изредка попадающиеся тела, которых грибок уже уничтожил окончательно, и они в буквальном смысле приросли к полу и стенам, распыляя повсюду споры. Насчёт дизайна уровней в целом тоже придраться не к чему. Да, по сути это просто типичные «коридоры», которые в данном случае слегка расширили ответвлениями, в которых можно поживиться полезными предметами, но выполнены они с такой любовью и таким вниманием к деталям, что тоски от уже заранее проложенного маршрута почти не испытываешь. Скажем, в недавней «Beyond. Two Souls» подобные места были выполнены на порядок хуже и топорнее. В общем, дизайнерам крепкая пятёрка, учитывая, что в игре почти обошлись без масштабных спецэффектных сцен из серии «И тут поезд на полном ходу слетает с рельс, трижды переворачивается в воздухе, сбивает вертолёт, рушит половину города, после чего улетает в пропасть». Зато комнаты, дома и улицы проработаны с такой любовью и вниманием к деталям, что стоят иных игр целиком. Серьёзно, зайдя в какой-нибудь заброшенный особняк, вы можете увидеть, чем жили его хозяева, какую музыку любили и к каким деталям интерьера питали слабость.

83e769d3-bc79-47cb-8ea4-da7aef429f28.jpg.480pС оружием и противниками всё получилось достаточно интересно. Потому что, с одной стороны, большого разнообразия нет ни там, ни там, но с другой этого почти не замечаешь. Потому что предметов ровно столько, сколько понадобится (никакого лишнего хлама), а враги делают то, что им и положено — заставляют потеть и ругаться. Итак, я первым делом пройдусь по инвентарю и расскажу про те предметы, что надо собирать самому.

Оружие ближнего боя — бывает нескольких видов: доска, обломок трубы, бейсбольная бита, топор, мачете. Отличается прочностью и количеством наносимых ударов, после которых оружие ломается. Доска — самое слабое из всех, крепче всех труба, но смертоноснее топор. К тому же все эти предметы можно крафтить с помощью острых осколков и тряпок, добавляя им урона. Причём, если к вашей трубе привязано что-то острое, то враг отправится в небытие после первого же удара. С помощью соответствующего улучшения крафт можно прокачать, после чего оружие ближнего боя приобретает по два, а потом и три смертоносных удара. Вы можете нести только одно оружие ближнего боя.

Заточка — сооружается из осколка стекла или ножниц. Предназначена для бесшумного и быстрого устранения противников со спины. Когда вы выполнили захват, то у вас есть выбор: либо задушить врага (прокатывает не со всеми), либо заколоть его заточкой. Удушение более шумный процесс, потому что враг сопротивляется, а значит привлекает к себе внимание (то есть его лучше всего применять, когда поблизости нет других противников). Заточка же, в свою очередь, ломается максимум после трёх применений (да и то, это только после прокачки, изначально прочность у неё всего один удар), зато её использование совершенно бесшумно. К тому же заточками можно вскрывать замки дверей, ведущих в потайные места, где всегда есть уйма полезных предметов. Правда, после вскрытия замка заточка ломается вне зависимости от уровня прочности. Вы можете нести с собой не более трёх заточек и любых других предметов, речь про которые ниже. Кстати, у Элли, за которую нам дают поиграть в середине игры, вместо заточки складной нож, который, к счастью, не ломается вовсе.

Аптечка — различным тряпьём, пропитываемым спиртом, главные герои перевязывают раны. Также на уровнях есть аптечки мгновенного применения, которые носить с собою нельзя.

Зажигательная смесь — нужны ровно те же ингредиенты, что и для аптечки. Представляет из себя типичный «коктейль Молотова», который можно дважды улучшить, повысив количество смеси и силу урона. Особенного шика в применении смеси добавляет то, что в руке она всегда с зажжённым запалом, но если переключиться на что-то другое, то герой лениво спрячет её в рюкзак, даже не потушив.

Бомба — самодельное устройство, начинённое гвоздями и различными осколками, которое взрывается, когда враг на него наткнётся. Убойная сила весьма велика, а главное бомбы можно подбирать обратно, ели в бою они не понадобились.

Дымовая бомба — ослепляет врагов и даёт вам шанс либо подойти к ним вплотную, либо прошмыгнуть по-тихому мимо.

Кирпичи и бутылки — служат в основном для отвлечения внимания противника, либо же его оглушения. Можно отвлечь врага броском бутылки в нужном вам направлении, можно кинуть ему её в голову и ненадолго дезориентировать, а с помощью кирпича Джоэл и вовсе может, подкравшись сзади, расколотить черепушку.

Добавки — существуют в виде различных таблеток и лечебных трав. С помощью добавок можно прокачивать различные умения героя. Повышать уровень здоровья, скорость лечения и сбора предметов, открывать новые навыки и так далее.

Детали и инструменты — нужны для апгрейда оружия на специальных верстаках. Детали просто разбросаны повсюду в количестве от одной до пятидесяти штук разом, а инструменты попадаются намного реже. Всё дело в том, что для разных улучшений нужны разные инструменты, а поэтому их разделили на пять уровней, которые вы находите постепенно.

ellie-and-joel-the-last-of-us-20908-1280x720Также пару слов надо сказать и про оружие.

Пистолет — самый первый короткоствол, обладающий невысокой пробивной силой, ёмким магазином и приличной скорострельностью. По большому счёту нужен разве что в самом начале игры или после того, как у вас закончились патроны ко всему остальному оружию.

Револьвер — значительно более мощное короткоствольное оружие, которое при определённом умении уложит любого не бронированного врага на месте. Боезапас всего 6 патронов и, как я уже сказал, увеличить его никак нельзя.

Эль Диабло — по сути, модернизированный пистолет, стреляющий винтовочными патронами (но не теми, что у обычной винтовки), с прикрученным к нему оптическим прицелом. Штука убойная, особенно если его прокачать. А делать это надо обязательно, потому что изначальный боезапас у этого пистолета всего одна пуля.

Коротыш — гибрид слона с чайником дробовика с пистолетом, который смастерила чья-то неспокойная душа. Обладает довольно большим разбросом, а боезапас составляет максимум четыре патрона. Зато на средних и особенно близких дистанциях, коротыш отжигает как дуговая сварка, отрывая ноги и головы на счёт раз. Хотя, по сути, просто уменьшенная копия шотгана.

Винтовка — оружие дальнего боя с повышенной пробивной силой. Выстрел в голову традиционно уменьшает ряды врагов на одного. После прикручивания к ней оптического прицела становится просто незаменима на дальних подступах. Изначально боезапас составляет всего один патрон, после чего её можно увеличивать. Также в игре дают побегать с охотничьей винтовкой (основное отличие которой — три патрона в магазине изначально), а также посидеть за стационарной оптикой типа «слонобой», которая валит всех без разбору с одного выстрела.

Дробовик — лучше оружия при зомби-апокалипсисе, чем дробовик не сыскать. Это вам любой дилетант скажет. Здесь дробовик служит верным помощником на ближних дистанциях, легко ранит по два-три врага за раз (мой рекорд — одной очередью их пяти выстрелов уложить группу из четверых врагов), отрывает все плохо закреплённые части тела, откидывает тушки противников от вас прочь — словом не ружжо, а сказка. Правда патронов, чтобы пройти с ним всю игру, не хватит, как ни крутись.

Огнемёт — отличное самопальное произведение безвестного оружейного гения, исправно выкашивающее как заражённых, так и обычных врагов. Большинство противников гибнут в муках всего от одного «плевка» этой пушки. Горючего к ней, как правило, хватает, так что на финальном этапе игры огнемёт может здорово помочь.

М-16 — армейский автомат, с большим магазином и умеренной пробивной силой. Появляется только в самом конце и добавляет немного динамики, хотя совсем в шутер от этого игра не превращается, что не может не радовать. Единственная пушка, которую нельзя проапгрейдить на верстаке.

Лук — бесшумное оружие дальнего боя. Поначалу показалось мне крайне неудобным и ненужным, но ближе к концу я в нём разобрался и даже немного пожалел, что раньше не пользовался таким полезным дивайсом. Конечно, к луку надо приноровиться, но он и бьёт славно, да и большую часть стрел потом можно подобрать для дальнейшего использования.

the-last-of-us-ellie-throws-a-brickВрагов в игре, как я уже сказал, не так много, но на их дизайне и его разнообразии создатели не экономили. Всего видов врагов пять.

Военные и полиция — остатки правоохранительных органов погибшей цивилизации. Вооружены и бронированы весьма основательно, так что могут изрядно потрепать нервы в открытом противостоянии. К счастью встречаются только в самом начале и конце игры (в конце это, конечно, не военные, но по поведению и оружию они почти не различаются, а поэтому не вижу смысла их разделять).

Бандиты — такие же, как и мы, обычные люди, точно также собирающие всё, что может пойти в дело. Вооружены всем, что под руку попадётся, от досок до дробовиков. Отличаются подлостью, коварством и отсутствием сантиментов. То есть они не будут кричать вам «Эй ты, а ну стой!» и «Стой, падла, я щас стрелять буду!», а просто без раздумий пустят вам пулю в голову. А потом ограбят.

Раннеры (то бишь бегуны) — люди, заражённые кордицепсом в первой стадии. Полагаются в основном на зрение (но на яркий свет уже не реагируют, так что фонарики можно не гасить), вполне убиваемые даже голыми руками (разумеется, не когда их много). Чрезвычайно злобные и агрессивные твари.

Кликеры (то бишь щелкуны) —  вторая стадия заражения, когда через голову уже пророс гриб, так что глаза и большая часть лица деформированы (но не рот, конечно, не рот). Обнаруживают жертву и ориентируются в пространстве с помощью эхолокации, как летучие мыши, из-за чего постоянно издают клокочуще-щёлкающие звуки (отсюда и название). Реагируют даже на малейший шум, так что красться мимо них надо с превеликой осторожностью. Убиваются либо заточкой, либо оружием ближнего боя. Если у вас ни того, ни другого нет, а кликер подбежал к вам на расстояние вытянутой руки — пиши пропало, эти граждане сразу загрызают насмерть.

Топплеры (точно не помню, как их звали) — здоровенные твари, представляющие из себя инфицированных людей в последней стадии, которых раздуло от грибка в несколько раз. Вот-вот они прилепятся к какой-нибудь стене и начнут распространять споры. Пока же эти гиганты (как и кликеры, лишённые зрения), обросшие толстыми твёрдыми наростами, защищающими их как броня, бродят по улицам и комнатам зданий, швыряясь при встрече с вами кусками собственной плоти, которая взрывается, одновременно ослепляя вас и нанося урон. Крайне устойчивы ко всем видам оружия, в ближний бой с ними лучше вообще не лезть (они просто разрывают Джоэлу рот пальцами), зато отлично сжигаются коктейлями Молотова и из огнемёта. По всему — самые опасные враги в игре.

70Схватки в игре представляют собой довольно сложное действие, просто потому, что враги-люди умны и использую миллион способов, чтобы не дать вам уйти живым (при этом способов традиционно подлых), а враги-нелюди набегают порой такими толпами, что впору звать вертолёт с миниганом на борту. Правда, тут есть несколько весьма досадных недочётов. Во-первых, игра вроде как учитывает то, каким оружием вы пользуетесь чаще всего и подкидывает с трупами врагов в основном нужные вам патроны. Но смотрится это совершенно дико: на тебя прёт амбал с дробовиком, ты ловко успокаиваешь его до того, как он начнёт стрелять, намереваясь поживиться патронами, а на теле либо ничего не оказывается, либо лежит пяток патронов к пистолету, либо к винтовке. Во-вторых, враги умны строго после начала тревоги, а пока всё нормально расходятся по одному, подолгу разглядывают особенно интересный узор из трещин на стене сортира и никак не реагируют на пропажу товарища, который «пошёл проверить». В-третьих, зачастую враги реагируют строго на действия игрока, но игнорируют его компаньонов. Например, вы крадётесь через комнату, забитую заражёнными, осторожно выбираете маршрут, отсиживаетесь за скамейками — и тут мимо вас, топоча как стадо слонов, пробегают ваши товарищи. Вы, стиснув зубы, готовитесь дать бой… но кликерам происходящее совершенно по барабану. Однако стоит Джоэлу хоть чуточку ускориться, как к вам, с душераздирающим воем, сбегутся все заражённые в округе. Это не так часто имеет место быть, но целостность произведения рушит изрядно.

66Однако у этой игры есть несколько серьёзных достоинств (помимо уже перечисленных), которые жирно перечёркивают все недостатки. Первое важное достоинство — звук и музыка. Конечно, я, к сожалению, не смог оценить всю полноту звука в игре, но даже то, что я слышал, просто сносит крышу. Особенно тут удались хрипы и вой заражённых, в которых сквозит такая боль и такое страдание, что к этим тварям даже начинаешь испытывать жалость. Музыка же получилась настолько шедевральной, что местами слёзы наворачиваются только от одной неё. Композитором выступил аргентинец Густаво Сантаолалья, двукратный лауреат премии «Оскар» за саундтреки к «Вавилону» и «Горбатой горе». И, надо отметить, музыка из игры — это что-то невероятное. Больше всего она мне напомнила музыку Нила Янга из фильма «Мертвец», причём скорее не мелодиями и композицией, а производимым впечатлением. Словом, со звуком в игре полный порядок.

36Второе важное достоинство — шикарные актёрские работы Троя Бэйкера и Эшли Джонсон. Бэйкер — известный в игровом мире актёр озвучания (в частности, главный герой «Bioshock Infinite» говорит его голосом), но он ещё и участвовал в технологии «Performance Capture», то есть движения и мимика Джоэла тоже его. И что сыгран, что озвучен герой просто бесподобно. Джоэл вовсе не такой положительный герой, как может показаться по роликам и анонсам. Это довольно асоциальный и угрюмый тип, для которого важен только вопрос выживания. Он не особенно любит убивать и калечить людей, но делает это безо всяких колебаний и весьма профессионально. Но не потому, что это доставляет ему удовольствие, просто иначе они убьют или покалечат его. Никаких высоких мотивов, никакого благородства — по большому счёту Джоэл та ещё мразь. Но встретив Элли, герой постепенно преображается и становится чуть более человечным и чутким. Важно понимать: он не становится менее циничным или жестоким, нет, просто ему теперь есть что терять, и есть за кого бороться. Элли сыграна ничуть не хуже. Эшли Джонсон тоже сама и играла, и озвучивала своего персонажа. И, несмотря на то, что актрисе 29 лет, 14-летнюю Элли она сыграла превосходно. С одной стороны, Элли — ребёнок-подросток, со всеми вытекающими (капризами, скверным характером, любовью к комиксам), которая родилась уже после эпидемии, про жизнь до неё почти ничего не знает и воспринимает истории про неё с детской непосредственностью. Но с другой — она живёт в мире, где каждый твой шаг может стать последним, поэтому она точно также цинична, матерится через слово, и это даже никого не удивляет, потому как жизнь и без того сурова. Она толковый помощник в бою, интересный собеседник и попросту самый живой игровой персонаж, какой мне доводилось видеть (да-да, в «Bioshock Infinite» я не играл).

41Наконец, третье неоспоримое достоинство — сценарий, принадлежащий перу креативного директора игры Нила Дракмана. Да, сценарий как будто нарочито прост и следует множеству глобальных штампов зомби-хорроров и фильмов про конец цивилизации. Но это сделано нарочно, чтобы вы, не отвлекаясь, смогли ощутить всю глубину истории двух персонажей, глубину их потерь, глубину их боли. И ту сильнейшую привязанность, которую они стали друг к другу испытывать. Они оба потеряли родных и оба нуждаются в тепле простого человеческого отношения. Проработка характеров находится тут на каком-то совершенно невероятном уровне, все поступки (порой глупые и жестокие) герои совершают также, как любые другие люди в подобных обстоятельствах. В играх местами подбешивает, что герой должен сделать так, как ему предписывает штамп, а не логика. Допустим, отпустить того, кто его предал — ведь он положительный герой. Но тут ситуация иная: предателям сначала ломают ноги, потом руки, а потом пускают пулю в лоб. И всё с минимумом эмоций. Количество действий выбивающихся из шаблонного поведения клубка пикселей в этой игре зашкаливает за все параметры. Количество поворотов, связанных с этими клубками пикселей, от которых челюсть падает на пол — ничуть не меньше. В целом события можно описать тремя простыми словами: как в жизни. Тут милые и добрые люди оказываются подлыми мародёрами, не гнушающихся человечины, а симпатичного вашему сердцу второстепенного персонажа спокойно может куснуть заражённый и его придётся убивать его же родственнику (тут реально никогда бы не подумал на того, кто заразился). Что интересно, развитие героев действительно происходит. И если Джоэл расцветает, оттаивает и снова учится любить, то Элли наоборот — обзаводится шрамами (как душевными, так и физическими), черствеет и всё реже улыбается. И, в сущности, история эта чрезвычайно мрачная. Мрачная именно как итог людям, всему человечеству, итог безжалостный, но полностью правдивый. Не будет никаких спасителей мира и рыцарей в плаще. Люди будут драться и убивать из-за ботинок и банки с лекарствами, и в итоге перегрызут друг другу глотки. И выбор у тебя только один: либо остаться в живых и забить на ставшими глупыми и ненужными «мораль» и «человечность», либо сдохнуть и в лучшем случае сгнить в подворотне, а в худшем — пойти на корм другим людям. Ты почти никому не сможешь доверять, а если такой человек всё же найдётся — порви и уничтожь за него любого, сотвори любую низость и жестокость, но защити его. Мир «The Last of Us» не знает никаких сантиментов. Люди были и будут хуже любой твари во сто крат. Тварь, в конце концов, в открытую бежит на вас, и цели её предельно ясны. А человек будет притворяться другом, выжидать, чтобы потом придушить, когда вы уснёте. Ну а финал…. Финал меня просто сразил наповал. В нём нет грандиозной экшен-сцены, нет спасения мира и добытого сокровища. Финал, при определённой его оптимистичности, мрачен, безысходен и даёт понять: пути назад или хоть какой-либо надежды нет. А самое главное — этот финал логически вытекает из всех 20 часов геймплея, и не скатывается в убогую дешёвку типа «и жили они долго и счастливо». Если бы герой в конце поступил благородно, или всех спас (хотя он лично, по сути, и не мог), или уничтожил Главную Колонию Грибов — это перечеркнуло бы всё. Именно поэтому герой поступает как эгоистичная мразь, хотя под определённым углом его поступок можно счесть достойным. Но самое страшное в том, что стоит поставить себя на его место, и ты с ужасом понимаешь, что, скорее всего, поступил бы так же. Именно это делает финал таким мощным и таким нелюбимым определённым количеством игроков.

the-last-of-us-ellie-with-bowИ, разумеется, просто необходимо сказать про перевод. Как и многие эксклюзивы от Sony, игра полностью переведена и дублирована на русский язык. К счастью, в меню есть возможность включить оригинальную дорожку и субтитры. Я честно попытался сыграть в дубляже — меня едва хватило до первого появления Элли. Потом запустил всё заново в оригинале — и просто обалдел. Я читал множество хвалебных слов про локализацию этой игры, поэтому был сильно удивлён, что локализация эта настолько дерьмовая. Ни одной нормально переведённой фразы, ни одной подобранной интонации, серьёзные проблемы с русским языком, про матершину, которой в оригинале вагон, я вообще молчу. Честно, я не знаю кому может нравиться эта блевотина, видимо тем же, кто в полном восторге от совершенно убогих переводов с озвучкой «God of War III» или того же «Uncharted» — без обид. Это чисто моё мнение, но оно таково: дубляж убил минимум процентов сорок атмосферы.

33Резюмирую. Эта игра — самый настоящий жанровый шедевр. Она драматична, красива, умна и сродняет с персонажами как ни одна другая. Это определённо вершина того, что достигли игроделы на данный момент. На этом этапе игра перестала быть просо беготнёй туда-сюда с отстрелом чудовищ, чтобы скоротать пару вечеров. «The Last of Us» — тот момент, когда игра становится настоящим искусством, способным донести до игрока многое. И при этом она продолжает быть отличной игрой со стрельбой и преодолением препятствий. А это не под силу почти никому.

beyond-two-souls-willem-dafoe-photo-1_1600P.S. Также почти полностью прошёл уже упоминавшуюся «Beyond. Two Souls». Она мне и сама по себе в целом нравилась не шибко, а после знакомства с «Последними из нас» про это недоразумение и вовсе вспоминать не хочется. Нет, игра неплоха, актёрская игра отличная (а перевод с дубляжом ещё хуже, чем в «The Last of Us»), много очень трогательных и душевных сцен, но идиотии, бреда, затянутостей и претензий в разы больше. Я не знаю, что курит Дэвид Кейдж, но за сценарий «Двух душ» его надо бить им же по голове, может что и получится. Ну и то, что геймплей упростился до полного безобразия, тоже прощать не следует. Как интерактивное кино (где выбор, кстати, почти ни на что в целом не влияет, в отличие от «Heavy Rain», хотя проекты совершенно разные) получилось средне, местами даже здорово (в основном это по прежнему касается каких-то бытовых моментов из жизни героини Эллен Пейдж). Как игра — очень слабо, потому что тут можно просидеть сорок минут и сделать только два-три ленивых движения стиком, а это уже никуда не годится. Словом, по сниженной цене, на распродаже в «Steam» — вполне можно взять. За две с половиной тысячи рублей — не имеет никакого смысла. Хотя Уильем Дэфо, конечно, шикарен.

543277-1680x1050P.P.S. Ходят слухи, что Sony уже застолбила сервер для сайта под экранизацию «The Last of Us». Несмотря на то, что эта идея кажется немного глупой, я всё-таки считаю, что по сценарию игры можно сделать отличный фильм. А если привлечь толковых сценаристов, то и сериал. Граждане в интернете уже гадают, кто бы мог сыграть Элли. Предлагают то Эллен Пейдж (видимо потому, что первоначальный дизайн Элли был очень на неё похож, хотя потом от него и отказались), то Хлою Грейс Морец. На мой взгляд, всё это полный бред — ни на Эллен, ни на Хлою Элли не похожа ни единым местом. Её должна играть неизвестная актриса, причём желательно аналогичного возраста. В общем, будем посмотреть.

P.P.P.S. А вот исполнители главных ролей за работой и на презентации игры.

Безымянный

ОЦЕНКИ:

Сюжет: 5+

Графика: 5+

Геймплей: 5

Зрелищность: 5

Краткое резюме: настоящий шедевр

Нужно ли играть: обязательно!

Оставьте комментарий