—Так вот, оказывается, в чём состоит легендарный подвиг великого Джека Воробья! Он три дня провалялся на пляже, потягивая ром!

—… Добро пожаловать на Карибы!

 

Я заинтригован: а что вы намерены сделать после того, как меня убили?

 

—Известно, что баба на корабле к большой беде, капитан.

—Не возьмём её — будет хуже…

 

—Так-так. Джек Воробей, не так ли?

—Вообще-то, капитан Джек Воробей.

—И где же ваш корабль, капитан?

—Как раз собирался что-нибудь себе здесь подобрать.

 

—Украдём корабль? Этот корабль?!

—Реквизируем. Мы реквизируем этот корабль. Морской термин.

 

—Кто ты такой?

—Никто, он никто! Шурин троюродного племянника моей родной тети. Но поёт как ангел! Евнух.

 

«Это невыносимо, сидеть тут как в ловушке, Джек? Верно, невыносимо?» Вот теперь невыносимо!!!

 

kinopoisk.ruЖила-была в Порт-Рояле, что на славном острове Ямайка, девушка с взором горящим по имени Элизабет Суон (Кира Найтли), дочь губернатора здешних мест (Джонатан Прайс). В далёком детстве она была свидетелем гибели торгового судна, с которого спасся всего один-единственный мальчик по имени Уилл Тёрнер. Элизабет свистнула у паренька откровенно пиратский медальон, чтобы его не дай бог ни в чём таком не заподозрили и с тех пор с ним дружит. Уилл (Орландо Блум) остался жить на Ямайке (ещё бы, кто бы там не остался, даже в XVIII веке), вырос и стал работать кузнецом, в свободное время упражняясь в фехтовании.

Как-то раз в Порт-Роял прибывает легендарный пират по имени Джек Воробей (Джонни Депп) и практически с ходу ввязывается в историю, попадая за решётку. А ночью на порт нападает команда пиратов под командованием капитана Барбоссы (Джеффри Раш), оставляет жуткие разрушения, а перед отплытием крадёт Элизабет.

kinopoisk.ruПонятное дело давно и не очень-то тайно влюблённый в неё Уилл вызывается отправляться на спасение губернаторской дочки, но потом, видя, что ему в этом отказывают, помогает сбежать Джеку и вдвоём они выдвигаются на поиски. У Воробья есть свои причины догнать пиратов: когда-то он был капитаном самого быстроходного судна в Карибском море, «Чёрной жемчужины», но потом команда по наущению Барбоссы подняла бунт, и Джека высадили на необитаемый остров помирать. Однако, он выжил и теперь стремится во что бы то ни стало отомстить и вернуть себе корабль.

kinopoisk.ruТем временем Элизабет узнаёт страшную тайну. После смещения Воробья (а заодно убийства яростно протестовавшего против этого Билла Тёрнера по прозвищу «Прихлоп») Барбосса не терял времени даром и отыскал легендарный клад Кортеса, спрятанный в пещерах Исло де Муэрто (то есть Острова Мёртвых, по нашему). Этим кладом в своё время ацтеки намеревались откупиться от испанцев. Однако хитрозадый Кортес золото взял, но ацтеков всё равно всех истребил, за что ацтекские боги наслали на сокровище страшное проклятие. Любой, кто брал себе хоть одну из 663 монет, незамедлительно превращался в неубиваемого покойника, под светом луны превращающегося в скелет с обрывками кожи. Принявшись тратить награбленное, так, что от клада вскоре остался только кукиш с маслом (впрочем, масло тоже быстро съели), Барбосса сотоварищи внезапно обнаружил, что и вино не льётся в горло, и икра не лезет в рот, и похотливые блудницы не способны дать им того, что хочется, как ни старайся. А, как потом выяснилось, снять проклятие можно только с помощью уже успешно утопшего Тёрнера, вернув предварительно все монеты на место. Зачем уж древним богам нужен был именно Тёрнер, история умалчивает, но вот случилась такая неприятность. А поскольку Элизабет имела неосторожность назваться мисс Тёрнер (да-да, она тоже неровно дышит к молодому кузнецу), Барбосса намерен принести её в жертву, чтобы попытаться снять проклятие (все монетки он уже вернул, последняя как раз у Элизабет). Может не всю, а по частям, но ей от этого, как вы понимаете, не намного легче.

kinopoisk.ruИ теперь в водах Карибского бассейна будут кипеть нешуточные страсти. Воробей станет искать способ уничтожить Барбоссу и вернуть себе «Жемчужину». Тёрнер — вернуть Элизабет и высказать ей всё, что на душе накопилось. Командор Джеймс Норрингтон (Джек Девенпорт), который тоже давно влюблён в губернаторскую дочурку, изо всех сил будет гоняться за всеми пиратами, чтобы их переловить и произвести впечатление на возлюбленную (ну и спасти её, разумеется). Барбосса намерен снять проклятие и как следует поблудить, поедая в процессе яблоки и запивая их вином. Элизабет хочет вернуться к отцу и жениться на кузнеце. Ну а команде «Чёрной жемчужины» по большому счёту всё равно кто ими будет командовать, лишь бы справедливо делил добычу.

Ну и спойлер что ли какой-нибудь подпустить, чтобы потом смотреть было не так скучно. Так, посмотрим… А, вот: Элизабет поцелует Уилла, но только в самом конце фильма!

***

kinopoisk.ruДумаю, что на человека, который пришёл к голливудским боссам с предложением снять фильм на основе аттракциона в «Диснейленде», посмотрели как на идиота. Мало того, что сама по себе такая задумка выглядит мягко говоря глупо, так ещё и фильм предполагался на пиратскую тематику, которая уже давно не пользовалась вообще никаким спросом. При этом задумка этого фильма возникла у сценаристов Теда Эллиота и Терри Россио ещё в начале 90-х, но тогда им ответили отказом. Однако в 2000-х этот сюжет снова всплыл на поверхность и на этот раз к нему отнеслись с большим вниманием. Во-первых потому, что Эллиот и Россио на тот момент уже написали сценарий к отлично себя показавшему мультику «Шрек» (он вышел в 2001 году), а, во-вторых, потому, что на проект неожиданно подписался легендарный продюсер Джерри Брукхаймер, работающий в кино с конца 70-х. Под его имя в конце концов выписали $140 миллионов и начался процесс пре-продакшена.

kinopoisk.ruПервоначально фильм предполагалось делать без каких-либо особенных отклонений от классики пиратского кино, а Джек Воробей должен был быть кем-то вроде героев Эррола Флинна. На эту роль студия предлагала Тома Круза, а впоследствии также рассматривались кандидатуры Майкла Китона, Джима Керри и Кристофера Уокена. Но Брукхаймер видел в этой роли только Джонни Деппа и упорно пробивал эту роль под него. И хотя Депп тогда кассовым актёром не был, после некоторых уговоров он был утверждён на роль. Также заслугой продюсера является и то, что Деппу позволили построить свой образ так, как он сочтёт нужным и импровизировать на съёмочной площадке. Так он наделил Воробья чертами известного гитариста Кита Ричардса (скажем, Ричардс любит привозить с гастролей различные мелкие украшения и носить их едва ли ни все сразу), четырьмя золотыми зубами (хотел сделать такими все, но как раз этого ему не позволили) и массой запоминающихся фраз (словечко «Смекаешь?», шутки про евнуха, финальное «Поплывём прямо к горизонту» — это всё его рук дело). В результате фильм получался довольно рискованным, потому что кроме пиратской тематики, не особенно кассовых актёров и довольно большого бюджета, картина ещё и получила рейтинг PG-13, впервые в истории студии.

kinopoisk.ruЧто произошло дальше можно, думаю особенно не рассказывать. Картина прямо-таки взорвала киноэкраны, получила массу положительных отзывов, кучу различных номинаций (в том числе и на пять «Оскаров») и при своём бюджете в одних только США собрала больше $300 миллионов, а всего по миру — в два раза больше. Так что по большому счёту даже и говорить больше не о чем — все и так знают чем фильм стал и какое влияние оказал на индустрию развлечений в целом. Однако, по порядку.

kinopoisk.ruПервым делом «Пиратов» отличает добротный сценарий. С одной стороны, основной костяк сюжета вполне традиционный: морские сражения, подлые пираты, сокровища, взаимная любовь простого кузнеца к богатой знатной девушке. Однако, в нём много и довольно необычных моментов. Ацтекское проклятие, чудной Воробей, который вообще непонятно на чьей стороне, довольно жуткие и правдоподобно прорисованные для семейного фильма покойники и тот факт, что клад в картине не ищут, а наоборот стремятся вернуть на место. Ну и во всём остальном сценарий следует лучшим традициям приключенческого кино, в нужных пропорциях смешивая интриги, погони, драки и спокойные разговорные сцены. И, несмотря на некоторый лёгкий налёт ужастика, по сути это более чем традиционная диснеевская сказочка. Режиссёру Гору Вербински, постановщику «Мышиной охоты», «Звонка» и «Мексиканца», очевидно не очень дали своевольничать и несколько усмирили его любовь к определённой доли шизухи в его фильмах. Так что никаких особенных сюрпризов в режиссуре по сути нет. Но в том-то и дело, что Вербински сделал свою работу филигранно точно, ни на грамм не уйдя ни в одну из крайностей. Всё в его фильме хорошо, всё на месте, всё отмерено в строго тех пропорциях, что требуется. Этот фильм по праву стал жемчужиной в коллекции Гора (пардон за невольный каламбур).

OriginalSparrowВпрочем — и я даже не буду пытаться этот факт оспорить — главное достоинство картины в безупречном актёрском составе. И главную скрипку тут играет, разумеется, Джонни Депп. Своим необычным подходом к роли, он создал одного из самых запоминающихся персонажей в истории кинематографа. При первом взгляде на Воробья кажется, что он то ли голубой, то ли сумасшедший. Но на самом деле причина всех привычек и повадок Джека кроется в его любви к рому и тому, что Депп скопировал походку и множество жестов с уже упоминавшегося Кита Ричардса. В фильме его герой смотрится именно там, где ему и положено быть. С одной стороны вроде как часто появляется на экране и даже имеет серьёзную историю, но в то же время чётко даётся понять, что он герой второго плана. Именно это и делает Воробья настолько классным. Он не ведёт повествование вперёд, он выгодно оттеняет главных героев и является приправой, придающей фильму непохожий ни на какую другую картину привкус. Ну и плюс шикарные диалоги и отличное исполнение их Деппом (придавшим Воробью ещё неразборчивую дикцию и неподражаемую мимику). Кстати, на иллюстрации к этому абзацу можно видеть как выглядел концепт Воробья до вмешательства Деппа.

kinopoisk.ruУилл Тёрнер в исполнении Орландо Блума как раз вполне традиционен и мало чем запоминается. Как раз перед «Пиратами» Блум закончил съёмки во «Властелине Колец», так вот там он выглядит гораздо эффектнее и взрослее. Тут же это вполне традиционный бравый юноша, добивающийся внимания красавицы, который ничем не выделяется из ряда подобных ему героев других историй. Сыгран он неплохо, тут я спорить не буду, но, например, рассматривавшийся на роль Тёрнера Джуд Лоу, по мне, сыграл бы значительно интереснее.

kinopoisk.ruЭлизабет Суон сыграла Кира Найтли и эта роль стала для неё чем-то вроде роли Леголаса для Блума. О юной британке тут же все узнали, заговорили, а предложения сниматься посыпались как из рога изобилия. Лично на мой взгляд роль губернаторской дочки далеко не лучшая в карьере Найтли, да и в первой части ей раскрыться особенно не дают, принуждая оставаться в рамках традиционного образа, но всё же она мне нравится в этом фильме. Есть в ней какой-то шарм и совершенно не-голливудская красота. Ну и ещё мне очень нравится её голос в оригинале. Кстати, в том же 2003 на экраны вышел ещё один потрясающий фильм с ней, «Реальная любовь», и вот там как раз она просто великолепна.

Вторая по крутизне роль, конечно же капитан Барбосса в исполнении Джеффри Раша. Раш очень серьёзный театральный и киноактер, а в этой роли ему представилась возможность похулиганить, ну и он оттянулся на полную катушку. Каждая без исключения сцена с Барбоссой просто приводит в восторг и их хочется пересматривать снова и снова. Но, что тоже очень важно, Раш сумел показать и несколько драматических моментов, в частности в финале. От фразы «I feel… cold» буквально мурашки пробегают по коже, настолько это великолепно сыграно.

kinopoisk.ruИз остальных актёров, несомненно, стоит выделить Джонатана Прайса. Хотя роль у него тут довольно маленькая и на сюжет особенно не влияющая, Прайс всё равно выступил очень здорово. Особенно мне нравится сцена, где он с остервенением отбирает у покойников свой губернаторский парик. Также весьма неплох Джек Девенпорт, хотя его роль больше вспомогательная и никаких особенных высот он не демонстрирует. Также весьма неплохо получились два придурковатых пирата, Пинтель и Раджетти, сыгранные Ли Аренбергом и Маккензи Круком соответственно. Эти два товарища очень удачно хохмили всю дорогу, но перебору в их шутках ни разу не было. Ну и Джошуми Гиббс был просто шикарно сыгран замечательным актёром Кевином Р. МакНелли. Вроде бы и забулдыга пропащий, а в то же время умелый просоленный морскими ветрами матрос. И в целом с актёрами у фильма никаких проблем нет, колоритны и запоминаются практически все.

Снят фильм, что называется, на все деньги, выглядит и звучит всё просто шикарно. И хотя небольшие технические огрехи порой заметны, заострять на них внимание совершенно не хочется. Отдельный разговор про музыку, которую после фильма стали старательно копировать, воровать и переделывать все, кому не лень. Первоначально саундтрек должен был писать Алан Сильвестри, но он не смог принять участие в проекте. Тогда за помощью обратились к великому и ужасному Гансу Циммеру. Сам Циммер написать музыку также не смог, но порекомендовал одного из своих учеников, Клауса Бадельта, а сам закрепил за собой пост музыкального продюсера. Кстати, если заглянуть в финальные титры, то можно обнаружить, что доводить музыку до ума помимо Циммера помогали ещё двое весьма известных композиторов кино: Рамин Джавади и Стив Яблонски. И, надо сказать, что музыка мне в этом фильме нравится, но не так сильно, как в тех фильмах, в которых Циммер был композитором сам. Чувствуется некоторая неопытность Бадельта. Но в целом это отличное музыкальное сопровождение с множеством весьма запоминающихся тем (одна «He’s a Pirate» чего стоит!).

kinopoisk.ruНу и, пожалуй, буду закругляться. Первая часть «Пиратов Карибского моря» по праву заслужила себе место в рядах классики мирового кино, а Джонни Депп получил за роль Воробья повсеместное признание и номинацию на награду Американской киноакадемии.  Можно, конечно, вспомнить и про различные ляпы (например, почему Элизабет, столько лет владея монетой из клада, не попала под проклятье, почему под него не попал Уилл или его отец, которого успешно убили), но, право слово, совершенно не хочется. Это просто отличная сказка, которую тянет пересматривать снова и снова. А это присуще ой как немногим фильмам.

P.S. Кстати, несколько слов о переводе и дубляже. Вообще локализация франшизы является довольно неплохой, хотя всей прелести оригинальных голосов достигнуть и не удаётся (ту же Найтли продублировали просто ужасно). А вот перевод получился довольно странным. В целом он очень хорош и местами чертовски удачно адаптирует игру слов из английской версии, но потом вдруг как ляпнут какую-нибудь околесицу, что хоть стой, хоть падай за борт. Хотя, конечно, первый фильм от этого мало страдает.

kinopoisk.ru

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 5

Режиссёрская работа: 5

Сценарий: 4

Зрелищность: 5

Краткое резюме: замечательная сказка о морских просторах

Нужно ли смотреть: да

- комментарии
  1. […] Пираты Карибского моря: Проклятие «Чёрной жемчужины… […]

Оставьте комментарий