—Раньше этот мир был куда больше.
—Нет, мир остался прежним. Стало меньше… содержимого.
—Да ты спятил!
—И слава богу! Будь я нормальным это бы не сработало!
—Всем не зевать и быть начеку! Не зря это остров Погибших Кораблей, здесь и бухта, и город Погибших Кораблей.
—Вообще-то пираты мастера придумывать прозвища, но вот на название мест фантазии не хватает. Был у меня один старый матрос, у него не было обеих рук и одного глаза.
—И как вы его звали?
—Ларри.
Мои руки чисты!.. Фигурально.
Мой корабль грандиозен и могуч, он просто-таки огромен и… его нет. Почему его нет?
Дейви Джонс — Норрингтону: Джеймс Норрингтон, ты боишься смерти?
[Норрингтон протыкает Джонса саблей]
Дейви Джонс: Я так понимаю, что нет.
Дело движется к своей развязке, и развязка эта пока что не светит пиратам ничем хорошим. Уполномоченный Ост-Индской торговой компании лорд Катлер Беккет (Том Холландер), получив от бывшего командора Джеймса Норрингтона (Джек Девенпорт) сердце спрутолицего Дейви Джонса (Билл Най), взял того под контроль и теперь уничтожает корсаров в промышленных масштабах. Кого сразу пускают на дно крупнокалиберные пушки старины Джонси, кого доставляют в Порт-Роял и прилюдно вешают (да в таких количествах, что палач уже совершенно серьёзно подумывает увольняться и открывать обувной магазин) — всё одно смерть подступила к джентльменам удачи со всех сторон. Уилл Тёрнер (Орландо Блум), Элизабет Суон (Кира Найтли), колдунья Тиа Дальма (Наоми Харрис) и довольно неожиданно воскрешённый ею капитан Гектор Барбосса (Джеффри Раш) изыскивают способ переменить ситуацию в свою, пиратскую сторону. Для этого они отправляются в Сингапур к местному пиратскому голове Сяо Фэню (Чоу Юн-Фат), у которого есть очень интересующие Барбоссу карты. Дело в том, объясняет Барбосса, что совсем недавно была пропета песня, которая у морских разбойников считается призывом к сплочению и борьбе, а это значит, что пришло время созвать Совет Братства, на котором непременно должны присутствовать девять пиратских баронов. Сяо Фэнь — один из этих баронов, Барбосса тоже, но проблема состоит в том, что бароном являлся также и ныне покойный Джек Воробей, который не успел передать своё баронство никому другому. А значит что? Значит его надо плыть вызволять, благо у Фэня есть карты, на которых указан вход в загробный мир. Ну да, согласен, получается, что у Кракена в животе находится небольшой телепорт, который отправляет сожранных им в тайник к Дейви Джонсу, но спросить как зверушка с этим порталом живёт уже не получится, потому что она, к сожалению, подавилась «Чёрной жемчужиной» и умерла от заворота кишок.
А пока суть да дело, Воробей (Джонни Депп) сидит себе в тайничке и потихоньку съезжает с катушек. То ему многочисленные копии самого себя станут являться, то давние знакомые из памяти нагрянут, то камни по пятам преследовать начнут — словом, нет покоя у бедной птахи. Но, как бы там ни было, способ вызволить Джека находится и теперь дело за малым: собрать Совет Братства и решить что делать: дать последний бой (он трудный самый) или отсидеться в крепости с бутылкой рома и игрой в кости? Ещё есть вариант освободить заточённую в тело одного из персонажей морскую богиню Калипсо (это не Воробей), но из этой идеи вряд ли выйдет что-то толковое. Одна надежда на то, что Ост-Индская компания набирает на работу не очень умных людей. Ну и на переговоры, конечно.
Так-с, а спойлер в этот раз будет такой: пёс с ключами успешно спасся с острова людоедов, возрадуйтесь!
***
Казалось бы: что может быть глупее идеи снять фильм по мотивам аттракциона «Диснейленда»? Навскидку кроме тетриса и телефонного справочника ничего на ум и не приходит. Однако, вот ведь какое дело, порой фильм по такому аттракциону может не только выстрелить в прокате, но ещё и породить очень успешный сиквел, который в собранную за время показа сумму денег просто-напросто нырнёт, прямо как Дейви Джонс на своём «Летучем голландце». И точно, вторая часть «Пиратов Карибского моря» собрала по миру ажно $1’066’000, став практически абсолютным рекордсменом. Поэтому на триквел возлагались огромные надежды, тем более учитывая тот факт, что снимались вторая и третья часть параллельно. Однако, когда картина всё-таки вышла, критика отнеслась к ней очень по-разному. Одни были в полном восторге, другие яростно плевались и говорили, что франшиза себя изжила. Положа руку на сердце и будучи абсолютно честным — «Проклятие “Чёрной жемчужины”» не нуждалось в продолжении, это была замечательная и законченная история. Впрочем, это не отменяет того факта, что «Сундук мертвеца» получился просто отличным, хотя и с некоторыми спорными моментами. Словом, было ясно что смотреть-то мы будем всё равно, как ни крути, тут и говорить нечего.
Итак, на мой взгляд, третья часть фильма получилась несколько похуже предыдущих. Различия эти не критические, но тут того, что было плохо во второй части стало, ещё больше. И главный недостаток фильма опять же сценарий. Причём, если первая половина фильма ни от каких страшных ляпов и глупостей не страдает (хотя, например, что мешало Джонсу погрузиться в пучину моря, утопить всех находящихся на судне солдат и без проблем вернуть себе сундук — не ясно), то во второй всё становится хуже и хуже, а в финале и вовсе выливается во что-то невнятное. Постараюсь пояснить. Первым делом совершенно бездарно слили богиню Калипсо. Ладно способ её высвобождения был довольно идиотским, бог с ним, но от величественного морского божества лично я ожидал куда большего, чем увеличение в росте, громогласного крика на непонятном языке и рассыпания на крабов. Больше, чем половину фильма все носятся с этой богиней, спорят высвобождать её или нет, а потом идёт эта нелепейшая сцена и диалог из серии «Матрица поимела тебя». Дальше больше. Нам показали, что за лордом Беккетом стоит целая армада кораблей, которая буквально застилает весь горизонт. Однако, в бой сначала вступает один «Летучий голландец», после этого Беккет безропотно позволяет уничтожить свой флагман и видя это, все остальные тысячи кораблей в ужасе сматывают удочки. В Ост-Индской компании что, никаких офицеров кроме Беккета не было? Никто не в состоянии принять на себя командование? И почему из всех пиратов на помощь команде «Жемчужины» так никто и не пришёл? Одним словом, в финале сценарий скатывается в полнейший балаган и на его счёт лучше даже не задумываться.
Впрочем то, что касается персонажей, прописано заметно лучше. История Джонса и Калипсо очень трогательна и трагична, там понимаешь, что не такая уж Дейви и бессердечная скотина и что его тоже в общем-то можно понять. Развязка истории Уилла и Элизабет — несколько слабее (потому что там есть несколько недомолвок, которые можно трактовать так, как захочется), но тоже впечатление производит довольно сильное. Джек всё также хорош, плюс ему прибавили несколько потрясающих эпизодов с его двойниками, каждого из которых тоже сыграл Депп, так что Джека тут более, чем достаточно. Ну а про воскресшего Барбоссу можно даже не говорить — бывший шкипер снова оттягивается так, что легко задвигает на задний план всех, кто с ним находится в кадре.
Про постановку в целом опять же плохого слова нарочно не скажешь. Всё к месту, всё сделано с большой любовью и вниманию к мелочам (например, сабля, выкованная ещё в первом фильме, в результате убивает своего создателя), все сюжетные линии аккуратно сведены вместе. Это, в общем-то, и не удивительно. Гор Вербински завершал историю и сразу дал понять, что к проекту он больше не вернётся, а поэтому старательно подводил итоги. Да, получилось не всё, но это связано в основном с тем, что Тед Эллиот и Терри Россио уже определённо стали выдыхаться, а также с постановкой двух частей фильма одновременно.
А вот к чисто визуальной части придираться не хочется, да и не зачем. Декорации как всегда отменные, качество дизайна, прорисовки и количество мелких нюансов просто поражает. Например, обратите внимание в сцене переговоров на песчаной косе (которая, кстати, весьма остроумно пародирует вестерны Серджио Леоне) как ветер треплет пучок водорослей, прилипший к треуголке Джонса. А ведь Билл Най, как и во втором фильме, играл исключительно в специальном костюме для захвата движений, а всё остальное рисовали на компьютере. Батальные сцены снова сделаны на потрясающем уровне, а уж финальная разборка в водовороте один на один снята совершенно невероятно. Как по мне, так в этом фильме отлично видно куда пошли $300 миллионов бюджета, и это были явно не карманы съёмочной группы. И отдельно в этой сцене я бы выделил эпизодик со свадьбой Уилла и Элизабет. Не знаю почему, но мне просто очень понравилось как это сделано.
Актёры тут в основном остались прежними. Джонни Депп, как я уже сказал, отлично сыграл новые черты безумия Воробья, проторчавшего несколько месяцев на том свете. Они и потом дают о себе знать (например, роскошная сцена за решёткой), а уж момент с командой «Жемчужины», полностью состоящей из Воробьёв, хочется пересматривать снова и снова, чтобы отследить игру каждого из Деппов. Кстати, в этих сценах есть ещё и несколько весьма забавных отсылок к другим ролям Джонни, в частности кудахтающий Воробей — это прям один-в-один «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы. Ну и вообще типичная шизоидность, присущая постановкам Гора, тут была очень к месту и всегда улыбала (разве что отвалившийся палец — это было как-то чересчур). Кстати, в этом фильме Воробей появляется только на 33-й минуте — Гор отлично понимает как надо подавать такого персонажа.
Орландо Блум со второй части почти не изменился. Тут было несколько моментов, когда он совершал прям-таки скажем довольно спорные поступки, но они все были логично обоснованы, так что от образа из «Сундука мертвеца» Блум почти не отошёл.
Кира Найтли просто шикарна. У неё целая куча очень запоминающихся эпизодов, её постоянно наряжают в какие-то невероятные одежды (один национальный наряд на корабле Сяо Фэня чего стоит!), так что от неё просто глаз не оторвать. Да и играет она замечательно, особенно удалась воодушевляющая речь перед финальным боем.
Джеффри Раш, после отсутствия во втором фильме, растолкал всех локтями и в результате снова занимает одно из первых мест по впечатлениям от просмотра и переигрывает практически всех, кто находится с ним в кадре. Между прочим из фильма вырезали очень забавный эпизод, когда Барбосса и Воробей отнимали друг у друга штурвал — вот это был настоящий класс, зря по мне выбрасывали (сцена есть на лицензионном диске). И, разумеется, нельзя не отметить одни из самых забавных сцен фаллометрии в истории кино.
Дейви Джонсу и Катлеру Беккету в исполнении Била Ная и Тома Холландера соответственно, развернуться почти не дали. Первый всё бродит в основном по задам, хотя и успевает поучаствовать в отличной дуэли, сцене с Калипсо и показать своё истинное лицо, а второй просто ехидно ухмыляется полфильма, а потом довольно идиотским способом погибает. Правда, был ещё отличный эпизод беседы Беккета с Воробьём, да и гибель Том сыграл отлично (плюс, снято, конечно, очень красиво). Джек Девенпорт выглядел довольно серенько и особенно не впечатлил, хотя командора, точнее адмирала, конечно жалко, что и говорить. Стеллан Скарсгард был чертовски хорош, особенно когда играл постепенное сливание Прихлопа с кораблём и его помутнение рассудка. И, разумеется, нельзя не отметить очень забавный выход Кита Ричардса в роли отца Джека — наконец-то прототип и персонаж встретились на одном экране.
Про музыку можно сказать всего одно слово: охрененно. Композитором снова выступал Ганс Циммер, и он поработал над звуковым рядом на твёрдую пятёрку. Романтическая тема Уилла и Элизабет, трагическая тема Джонса и Калипсо, различные экшен-эпизоды написаны очень здорово, слушать их отдельно одно удовольствие. Кстати, начальную песню за мальчика пела супруга Циммера, а в треке «Parlay», который играет во время уже упоминавшейся сходки на песчаной косе, на электрогитаре рычал сам Гор Вербински. В общем, музыка получилась просто отличная, хотя в «Сундуке мертвеца» была чуточку получше.
Ну и про дубляж. Сам перевод этого фильма не содержит никаких особенных откровений и новых слов, как это было в сиквеле (хотя, по мелочам косяков хватает). А вот озвучка скатилась в полнейшее непотребство. Во-первых, за Воробья вместо Александра Баргмана (озвучивавшего Деппа в первых и вторых «Пиратах», а также в «Тайном окне» и «Однажды в Мексике») говорил Сергей Дьячков, который и на Деппа голосом не похож совершенно, да и вообще в целом слух режет. Сам Баргман говорил, что на момент озвучки для проката «На краю света» он был в Америке и ему было сказано, что ждать его возвращения каких-то жутких несколько дней никто не будет, а поэтому на дубляж по-быстрому позвали Дьячкова. Получилось, если честно, просто ужасно. Также внезапно пропал акцент у Тиа Дальмы, хотя он и в оригинале совершенно зверский, да и в дубляже второй части присутствовал. Ну а над Кирой Найтли так просто надругались. Весь фильм её без смеха слушать просто невозможно, а уж когда она в конце начала толкать пафосную речь тонким, срывающимся голоском — из зала просто захотелось выйти. Словом, совсем всё плохо.
Резюмирую. Триквел вышел более чем достойным. Это замечательное завершение трилогии, пускай и с приличным количеством натянутостей, нелепостей и ляпов в сценарии. Но по ощущениям «На краю света» ничуть не уступает «Сундуку мертвеца» и два с половиной часа пролетают совершенно незаметно. А это, знаете ли, далеко не всем под силу.
ОЦЕНКИ:
Актёрская игра: 5
Режиссёрская работа: 4+
Сценарий: 3+
Зрелищность: 5+
Краткое резюме: не без недостатков, но в целом весьма мощно
Нужно ли смотреть: да
[…] Пираты Карибского моря: На краю света […]
[…] уже играли вместе в «Пиратах Карибского моря 2 и 3«. Только там представителем Ост-Индской компании […]