Военно-тоталитарная романтика «Как я теперь живу» («How I Live Now»)

Posted: 9 мая, 2014 in Рецензии на фильмы, Художественные фильмы
Метки:, , , , , ,

Чёрт подери! Так Спуни всё-таки выжил!

Радость внимательного зрителя

Романтическая история одного инцеста.

Краткий пересказ сюжета

Господи, вроде бы английский придумали у вас, а говорите так – ни хера понять невозможно.

Кузен Ави

But what about Boomer?!

Вопрос

Война, она, ёптыть, такая вот прям суровая и мрачная штука, вот. Типа всех разлучает и калечит судьбы. Но если отойти в сторону и не мешать – любовь найдёт выход. Ну или убьют всех к едрене фене, да.

Дядя Петя после просмотра фильма

Недалёкое будущее, Англия, пригороды Лондона. Мир на пороге Третьей мировой войны, всемирная общественность в некотором смятении, лучшие умы человечества ищут способы мирного урегулирования конфликта с теми, кто хочет эту войну развязать. Юную американку Элизабет (Сирша Ронан) отец отправляет подальше от мест возможных боевых действий – погостить к тёте в Лондон, а точнее в деревушку за городом. Ну а если быть совсем точным, то это не деревушка вовсе, а несколько домов, разбросанных по достаточно обширной территории, каждый со своим внушительным земельным наделом. Элизабет представляет собой редкую форму городской сумасшедшей, когда в голове и в общении с людьми всё так плохо, что поможет только карательная психиатрия. Первым делом, девушка представляет собой некую неформалку, помесь эмо и гота с обесцвеченными перекисью волосами, в рваных растянутых шмотках, с пирсингом в носу и острым ощущением того, что весь мир её не понимает. Своё звучное имя Элизабет ненавидит и просит называть её Дейзи (прям как другую немного похожую на неё девушку в каком-то фильме), людей вокруг почитает за скучных зануд, которые против урождённой жительницы Ну-Йорка не стоят даже грязи. В башке у Дейзи творится полнейший кавардак. Для начала она соблюдает некие правила, которые нам ни разу за фильм не огласят и не ест кучу всякого разного, потому что боится находящихся в еде микробов. Кроме этого в голове у девушки постоянно звучит целый сонм голосов, каждый из которых требует что-то своё, и затыкаются эти голоса только после нескольких симпатичных на вид таблеточек. Из обрывков того, что голоса говорят, можно сделать вывод, что когда-то давно Элизабет была толстой и все над ней смеялись. Теперь она стройная, но внутри продолжает быть толстой, и её продолжают чморить. Ну или у девки просто развитая шизофрения – невозможно понять. Разгадка, видимо, кроется в книжке, по которой снят фильм, но если книгу не читал понять из происходящего порой невозможно ничего.

И вот, стало быть, городская американская чикса попадает в английский пригород – то есть оказывается среди кошмарного быдла, которое постоянно имеет контакт с кучей разной грязищи и микробов, да к тому же ещё и говорит с таким жутким акцентом, что нормальным людям понять ни черта невозможно. Делать в этом пригороде решительно нечего, тётя целыми днями сидит в своём кабинете и что-то рассчитывает на компьютере. Дело в том, что она – тоже важный эксперт в вопросе «как не дать начаться войне», но чем конкретно занимается опять же понять затруднительно, ибо в фильме про это ни слова. Поскольку тётя целыми днями не вылазит из кабинета, всеми делами в доме заведуют её дети, то есть кузены и кузины Дейзи: девчонка лет восьми, паренёк примерно того же возраста и взрослый стройный красавец по имени Айзек (Том Холланд). К тому же возле них постоянно крутится соседский паренёк со своей собакой Бумером, который уходит домой только на ночь. В доме творится полный кавардак, количество мусора и грязной посуды зашкаливает по всем параметрам, жить в такой обстановке особе, панически боящейся микробов, очень непросто.

С новообретёнными родственниками Дейзи ведёт себя высокомерно-снисходительно, словно она алмаз невиданной огранки, до которой разным сельским простачкам как до луны на карачках. Через день пребывания в загородном аду, все детишки собираются сходить искупаться на реку, Дейзи сначала собирается идти с ними, но дойдя до поля видит пасущихся на нём коров и следовать дальше отказывается напрочь. Но Айзек мастерски разруливает проблему, прошептав корове на ухо какие-то слова, после чего всё стадо, пожёвывая на ходу травку, уходит пастись в другое место. На Дейзи этот поступок производит неизгладимое впечатление, раньше никто ради неё не прогонял коров с поля, и она понимает, что Айзек не такое уж и быдло, а временами даже можно понять, что он говорит. Но на пути налаживания взаимоотношений с семьёй встаёт новая проблема: полуметровая оградка вокруг поля. Дети, всю жизнь лазающие по округе, через эту оградку просто перешагнули, но для американской дивы, выше стула никуда не забиравшейся, она оказывается серьёзным испытанием. Настолько серьёзным, что Дейзи даже ранит пальчик о старую проволоку, и из пальчика выступает капелька крови. Элизабет уже была готова начать истерить и почти подсчитала в уме сколько микробов попало в страшную рваную рану, от которой наверняка теперь останется шрам, но Айзек и тут пришёл на помощь. Он просто и без затей положил пальчик девушки себе в рот и отсосал грязную кровь (и даже не сплюнул). И после этого поступка в душе у Дейзи что-то такое зашевелилось, что-то такое приятное и немного сдавливающее в районе груди. Айзек внезапно оказался прям-таки вполне пристойным парнем, а акцент превратился в забавную и очень милую деталь.

На реке Дейзи, понятно, купаться отказалась, сославшись всё на тех же микробов («А ещё ты жирная!» – ласково прошептал один из внутренних голосов), но детишек задрала занудная кузина и они без затей спихнули её в воду. И, не поверите, Дейзи даже не умерла. Вот то есть совсем. Страшные водяные микробы пощадили девушку и она выжила. А заодно увидела Айзека без майки и окончательно поплыла, причём совсем даже не в буквальном смысле. И рядом с Айзеком все остальные сразу стали выглядеть хорошо и симпатично. Вот так и произошло перерождение эгоистичной Элизабет в милую и весёлую Дейзи. Всякие зануды будут вам говорить, что такое перерождение должно быть более обоснованно и вот так просто оно не происходит, но право слово, их слушать не стоит. Просто Дейзи коснулось истинное Чувство, а эти тупые циники никогда такого в жизни не испытывали, вот и бесятся. Не дано им понять прелесть шёпота на ухо корове и отсасывания крови из пальчика.

А тем временем война всё ближе, и тётю Дейзи призывают в Лондон на срочное что-то там, о чём нам как всегда лишь туманно намекнут. Кому какое дело до Третьей мировой войны, вон у нас заносчивая американка влюбилась в простого английского мальчика и обрела счастье и внутреннюю гармонию. Кого интересует возможная война и смерть всего живого на планете по сравнению с этим? Далее из американского посольства приезжает вороватого вида дипломат и привозит Дейзи билет домой. Прежняя Дейзи умотала бы тут же, но нынешняя уже переродилась, вытащила пирсинг из носа, зашила дырки на штанах и поэтому просит что-то сделать для её родственников (с одним из которых у неё уже было несколько дёсносшибательных и челюстновывихивательных поцелуев). Но тщедушный чиновник отвечает, что раз родня Дейзи не американцы, он ничего сделать не может. Так что девушка немного думает, да и сжигает билет ко всем чертям. А на следующий день со стороны Лондона раздаётся кошмарный взрыв и всю округу засыпает пеплом. По телевизору говорят, что какие-то люди зачем-то взорвали какую-то бомбу в центре города, так что теперь в стране объявлено военное положение и, наверное, началась Третья мировая. Немного погодя электричество в доме вырубается и всё становится совсем плохо.

Айзек немедленно соображает, что если началась война, то их приедут эвакуировать, а мама им говорила сидеть дома и никуда не уходить. И если их увезут, то мама их найти не сможет, потому что она всего лишь чиновник, а Англия – чертовски большая страна. Так что юноша принимает мужественное решение переселиться в лесной сарай, перетащив туда часть сделанных матерью запасов консервов. Дескать там-то их не найдут. Пару дней спустя, сидя вечером у костра, все размышляют про разное. Но размышляют молча, а поэтому ничего не происходит. Дейзи, должно быть, думает, что её отец в США попал в передрягу, а Айзек – что их матушка скорее всего была как раз в Лондоне, когда жахнуло. Через некоторое время они уходят побродить в лес, где сначала начинают страстно целоваться, а потом уединяются в задней части сарая подальше от остальных, погружаясь в сладкие объятия инцеста. И этот момент можно считать окончательным перерождением Дейзи, потому что любовь не знает всяких глупых границ типа родства и всё такое.

А на утро в сарай вламываются солдаты и всех вяжут. Оказалось, что они догадались прочесать лес и отловить сбежавших ребят. Юных любовников прямо тёпленькими растаскивают друг от друга и всех вместе волокут назад к дому, где уже поджидают остальные военные во главе с неожиданно выжившим после атаки шотландских оборотней и повышенным до сержанта Спуни. Понятное дело, что девиц немедленно отводят направо, к грузовику, чтобы эвакуировать, а парней – налево, чтобы загрести в ряды вооружённых сил. Молодые влюблённые с такой постановкой вопроса не согласны (у них Чувства, а вы тут про какую-то войну говорите) и поэтому яростно сопротивляются, а Айзек и вовсе лезет в драку. Разумеется злые и плохие солдаты бьют сначала его, а потом тоже полезшего в драку младшего брата. Ну и вообще ведут себя как полные скоты, что неудивительно для солдат.

Мне вот что интересно: ни в одном фильме подобную ситуацию не представляют от лица военных. Они постоянно уроды, сволочи и конченные мрази, которые жестоко подавляют каждую остро нуждающуюся в индивидуальном обращении Личность. Хоть раз кто-то попытался бы посмотреть на это со стороны здравого смысла. Началась война, части массово переводят в режим повышенной готовности, мобилизуют всё население мужского пола и призывного возраста, вот-вот начнутся боевые действия. Мирное население надо эвакуировать и обезопасить, да при этом ещё и не допустить приступов паники, случаев мародёрства, погромов и убийств. Работа просто титаническая, народ несмотря на старания в ужасе (что понятно, когда вот так без предупреждения привычный быт рушится), сами солдаты, понятно, тоже не каменные и большинство из них из оружия стреляли только на учениях по мишеням. Какой будет война, сколько протянется, сколько народу поубивают – на местах вряд ли кто-то отчётливо себе в первые часы представляет. Но ясно одно: действовать надо быстро и жёстко, иначе проигрыш, истребление и порабощение противником. Но нет, в подобных фильмах солдаты – всегда тупые скоты. Они, видите ли, разлучают любимых, они, видите ли, работают сурово и не распыляются на сантименты. А должны, понятное дело, к каждому отнестись индивидуально, спросить у каждого отдельно взятого интеллектуала, что он хочет и в каких условиях предпочитает провести войну. Не хочет ли сражаться за свою страну и сограждан. Не хочет ли проследовать в пункт эвакуации. А то, может, кто желает сдаться неприятелю, так его тогда надо на VIP-лимузине доставить на передовую и со всеми почестями передать врагу. И ведь вполне вероятно, что у кого-то только что вспыхнула любовь и Чувства, у кого-то только что был первый в жизни секс – таких людей надо, без сомнения, отыскать и со всей осторожностью отконвоировать в специально оборудованные бункеры, где есть личные комнаты, еда и койки, чтобы ничто не мешало им любить друг друга. Ну а то, что страну в это время порвут на части и уничтожат, на то, что жителей оной возьмут в плен или убьют, на то, что города сровняют с землёй – на всё это, безусловно, надо обращать внимание в последнюю очередь. А сначала разыскать влюблённых, друзей, тех, кто недавно завёл домашнего питомца (ведь не разлучать же человека с только что обретённым четвероногим товарищем) или того, кто просто воевать не хочет – и со всеми удобствами и вежливым обращением доставить в безопасное место. А они – в рыло прикладом! Нехорошо!

В общем, Вайолет и Дейзи Айзека и Дейзи растаскивают в стороны, и те только успевают пообещать друг другу, что во что бы то ни стало встретятся в этом доме. Дейзи с маленькой племянницей помещают в огороженную деревушку, где всем рулят военные и определяют в дом к взрослой паре с детьми. Мужчина тоже военный и днём занят на службе, а все женщины и дети вывозятся в какие-то поля, чтобы разбирать неведомо кем сваленные в кучу овощи, отделять гнилые от хороших. Кто свалил овощи в кучи, зачем, почему они начали гнить, если война началась пару дней назад – ничего этого из фильма не ясно. Да и сами кучи выполнены очень интересно: гора хороших овощей, сверху чутка присыпанная тухляком, которая старательно изображает гору сгнивших плодов. Понятное дело, злобные военные заставляют граждан пахать от рассвета до заката, так что у многих с непривычки ломит спину и пересыхает во рту. В поселении Дейзи встречает того самого соседского мальчишку, который рассказывает, что Бумер храбро сражался с тупыми военными, бросаясь на них и не давая уволочь мальчика в безопасное место, но они его без затей пристрелили, так что не «Boomer will live», нет.

kinopoisk.ruМеж тем Дейзи помнит про обещание, данное Айзеку и планирует побег. Пока что девушка не уверена когда точно надо бежать, но скоро момент подворачивается. На грузовик, который вёз народ с плантаций, нападают злые террористы. Настолько злые, что они вообще никого сначала не убивают. Но потом мальчик-сосед начинает высовываться из грузовика и посылать бандитов лесом, так что они не выдерживают и простреливают парню башку. Но он и с простреленной башкой продолжает ползти в их сторону и из последних сил костерить во все корки и поминать бедного Бумера (хотя его вроде как убили военные, а не террористы). Кстати, должен сказать, что паренька пристрелили знатно: развороченная черепушка, мозги на асфальте, кровища на лице рядом сидящих. Жаль, что всех остальных тут же не перестреляли, я бы сразу этот фильм полюбил. Ну и тут Дейзи понимает, что пора! Она собирает в рюкзак карту, компас, несколько бутылок воды (потому что террористы вроде отравили всю воду и теперь её надо очищать специальными таблетками, а может не отравили, а может отравили, но не всю – про это, как нетрудно догадаться, тоже ни слова), крадёт у главы семейства табельный ствол и под покровом ночи убегает в леса.

Ну а потом Дейзи с маленькой племянницей довольно долго и нудно (то есть вполне в духе всего остального фильма) бредут через лес, забив на карту и компас. Натыкаются на бандитов, мародёров, насильников, находят свалку трупов в одном из городов, где обнаруживается средний племянник с пулей в башке, и всю дорогу Дейзи вспоминает Айзека. Его улыбку, его акцент, его крепкие руки и могучее тело, то, как он шептал на ухо корове какие-то слова. Попутно у них заканчивается вода, девчонки теряют карту и компас (которыми и так ни черта не пользовались), их мучит голод (альтернативно одарённая Дейзи из еды с собой взяла только шоколадку, после которой, ясен пень, пить хочется раза в два сильнее), но ни в одном поселении обысков они не проводят. Серьёзно, ну что там можно найти? Еду, воду, боеприпасы? Не смешите меня…

В итоге до дома они таки добираются и видят, что он весь засран и раскурочен, но запасы консервов не тронули (видимо, тут гостили такие же богатые серым веществом граждане, что и Дейзи). Спустя примерно неделю суровой жизни на консервах, Дейзи находит в лесу бритого на лысо Айзека в форме. Только вот беда: его так избили, что он никого не узнаёт и всё время молчит (очевидно, тупые военные отчего-то не очень обрадовались, когда Айзек решил дезертировать). Но чисто физически с ним всё в порядке, так что все они продолжают жить в доме, уже втроём. Спустя ещё около недели в доме вдруг включается свет и по телевизору говорят, что война кончилась. С кем воевали, за что, что стало причиной войны, из-за чего она прекратилась, как удалось этого достичь – ничего этого в фильме не упоминается даже мельком. Кому это интересно, когда тут такая драма разворачивается! Подумаешь, убили пару тысяч человек и сровняли с землёй Лондон – кому какое дело в конце концов!

В общем, правительство восстановили, электричество снова дали, медикаментов и еды к домику притащили, так что молодая семья жила счастливо, хотя и непонятно на что. И Айзек так и не заговорил. Но как-то раз, много дней спустя, копаясь в саду, он уколол пальчик о шип розы и на нём выступила капелька крови. Дейзи тут же положила его палец себе в рот – прям как Айзек когда-то её палец! – и тут к юноше вернулась память. И он сразу признал любимую, свою сестру, вспомнил как они славно предавались кровосмешению – словом, история закончилась полным хэппи-эндом. Ну, за исключением того, что всех их родителей, а также ещё кучу народу, убили на войне, но на фоне истории Любви это такие мелочи, что про них и говорить-то не хочется!

***


Давненько я такого сопливого и сусального говна не встречал. И это я ещё не все замечательные повороты сюжета вам рассказал. У меня просто не уместились абзацы про то, как Дейзи в полный голос рассказывала секретный план побега в забитой людьми машине, или как дорогу заблудившимся девчонкам показывал вылеченный и выпущенный на волю Айзеком сокол, или… Впрочем, хватит. Я думаю вам и так понятен весь ужас происходящего.

До просмотра фильма я читал самые разные отзывы, которые варьировались от «очередной понос в духе Стефани Майер» до «замечательная история любви на фоне мировой войны». По факту это больше всего похоже на изложение «про войну» ученицы класса умственно-отсталых девиц с синдромом хронического романтизма и полностью неадекватным восприятием действительности. Потому что сценарий это не просто убожество, на его фоне даже идиотская «Хозяйка» с той же Ронан смотрится как замечательный и очень правдоподобный научно-фантастический фильм. И проблема даже не в том, что в фильме про войну сама война дана только фоном (в конце концов такой приём вполне имеет право на существование, не обязательно показывать боевые действия), а в том, что в нём вообще ни черта не объясняется ни про героев, ни про окружающий их мир. А с логикой и интеллектом у сценаристов, которых было аж три штуки, серьёзные проблемы.

Самое интересное, что фильм, в котором уровень характеров и истории рассчитан примерно на тех, кто ходит в ясли, снят в суровом рейтинге R. И местами насилие и натурализм тут довольно серьёзные. Только вот для кого это? Девочкам вряд ли понравится, детей на такое не пустят, а юноши и мужчины взвоют от творящегося на экране дебилизма. И, хотя это уже придирка (особенно на фоне всего остального), зачем тут сцена с обнажёнкой? Точнее немного не так. Сама по себе идея раздеть на экране Сиршу Ронан (тем более, что ей в этом году уже двадцатник стукнул, так что можно) никаких вопросов не вызывает. Девушка она крышесносяще красивая, так что от такого фильм только выиграл бы (особенно с таким сценарием). Но постельная сцена тут довольно целомудренная, зато потом Сирша мелькает голышом в одном из снов её героини. Причём мелькает буквально на секунду. Я понимаю, что для многих я сейчас несу чушь, но: нахера? Обнажёнка либо есть, либо нет, за каким хреном тут вот такое? Или Ронан играть голой не хотела и оператор подкараулил её, когда она выходила из душа? Полный пэ.

Резюмирую. Фильм категории «рвотный порошок». Если его и смотреть, то исключительно ради Сирши. Потому что она, так уж получилось, актриса высочайшего класса (абы кому в 13 лет номинацию на «Оскар» не дают) и всю эту дурь она играет просто превосходно. То есть ты понимаешь, что героиня – больная на голову идиотка, что сюжет – лютое говно, но ты за неё переживаешь и волнуешься просто потому, что роль играет Сирша Ронан. И именно благодаря ей этот кусок обозначенной выше субстанции останется в памяти киноманов, потому что больше там ничего стоящего нет (ну, камео Даррена Морфитта ещё). Даже английские акценты меня в этом фильме просто бесили, хотя обычно мне очень нравятся. Кстати, Ронан тут снова говорит с американским, как и в «Хозяйке». Если не фанат Сирши – не смотреть ни в коем случае.

P.S. Кстати говоря, режиссёр Кевин МакДональд снял до того очень по всем отзывам добротный фильм «Последний король Шотландии» и туповатенького, но довольно неплохого «Орла Девятого легиона». Как иногда люди разом скатывыаются в полное вы сами понимаете что.

P.P.S. Вот в кои-то веки я даже благодарен отечественным локализаторам. Дубляжа я не видел, но превращение «Как я теперь живу» в «Как я теперь люблю» (несмотря на полный маразм) – оно очень точное. И сразу даёт понять, что будут сопли с сахаром. Спасибо вам, уважаемый прокатчик! Хотя, это я, конечно, издеваюсь.

P.P.P.S. Кстати, 666 запись в блоге. Это явно неспроста!

 

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: Сирша – 5, остальные – 3-

Режиссёрская работа: 1

Сценарий: -196

Зрелищность: 4-

Краткое резюме: говно на палке

Нужно ли смотреть: только если вы фанат Сирши Ронан

- комментарии

Оставьте комментарий