Третьего дня заценил новую подростковую антиутопию, продолжательницу славного дела «Сумерек» и «Голодных игр», под названием «Divergent». Название у нас переводить не стали, но и чёрт с ним — название фильм не спасёт. Сначала думал написать рецензию, но потом понял, что после отзывов на всю «Сумеречную сагу», «Голодные игры», «Как я теперь живу» и «Сквозь снег» писать всё то же в сотый раз в плане критики не хочется. А поэтому только краткий разбор сюжета и буквально пару слов итога. Сразу говорю, книгу не читал и писать мне потом «Ты не понял всей гениальности картины, потому что не читал роман» — не надо, буду сразу посылать в известном направлении.

Итак, в недалёком будущем миру в очередной раз настал уже изрядно подзадолбавший апокалипсис. Судя по некоторым разговорам, была мировая война, вследствие чего мир лежит в руинах. Действие фильма разворачивается в Чикаго, обнесённого стеной из башен, через которые пропущен электрический ток. Для чего башни — не сказано, от чего защищает стена — не сказано, что была за война, из-за чего и как закончилась — не сказано. Это новый тренд, ни хера не говорить, потому что «не о том в фильме речь». При этом фильм идёт два часа двадцать минут и если выделить из них десять на предысторию — никто бы не пострадал. За стеной в чистом поле валяется корабль, сам Чикаго полуразрушенный и заросший травой, жители ничего не восстанавливают и не отстраивают. Сразу стало ясно — сейчас нас поразят небывалым познанием устройства социума. И точно.

В мире будущего всё общество поделено на несколько фракций: Искренность, Эрудиция, Дружелюбие, Бесстрашие, Отречение и бомжи. В первой фракции граждане всем говорят только правду, чем занимаются я, по прошествии всего двух дней, уже вспомнить не смог. Во второй фракции служат научные работники, занимающиеся (внезапно!) научной работой. В чём она состоит фильм не сообщает, но мы ведь понимаем, что не в этом дело! Третья фракция — это что-то вроде фермеров, которые круглыми днями, глупо улыбаясь, собирают овощи на полях за стеной. Собирающих овощи никто не охраняет — сразу видно башни под током поставлены не зря, за забором опастность! Фракция номер четыре — местные органы правопорядка, представляющие из себя толпу тупых подростков, носящихся по городу с дикими воплями, взбирающимися на здания и мосты чисто по приколу безо всякой страховки и неведомо от кого жителей Чикаго защищающих. В рядах бесстрашных, нет ни одного взрослого, только подростки. Видимо это какое-то особенно продвинутое общество — доверить охрану правопорядка детям. Наконец пятая фракция — люди, которые всех себя приносят на благо обществу. Помогают бездомным, лечат больных и в знак смирения ходят в простых одеждах, без украшений, с простенькими причёсками.

По достижении шестнадцатилетнего возраста каждый парень и каждая девушка проходят некий тест, который выявляет к какой фракции он или она тяготеет. Даётся установка строго на одну фракцию — быть, допустим, одновременно умным и добрым нельзя. После этого подростка выпускают и на обряде выбора фракции он может выбрать куда ему пойти жить. То есть предыдущая процедура по сути не имеет никакого смысла. Растили тебя бесстрашным, отбор показал, что тебе надо к эрудитам, а ты сказал «Идите все лесом!» и стал искренним. После выбора менять фракцию, видеться с родственниками, возвращаться домой строжайше воспрещается. Понятное дело, это тоже очень умный ход, ибо в 16 лет каждый точно может сказать чем он хочет заниматься всю свою последующую жизнь. Также на тестах порой попадаются так называемые дивергенты — граждане, у которых есть сразу несколько черт характера. По уму дивергентом должны оказываться девять человек из десяти, но авторам мега-сюжетов, понятно, виднее, у них особенных мало. Дивергенты в обществе будущего люто ненавидимы, ведётся их отлов, а всё потому, что они представляют собой угрозу для Системы! В чём заключается эта угроза, почему дивергентов убивают, как вообще могло оказаться, что большая часть населения настолько узко специализированна — ничего этого понять невозможно в принципе. Фильм, повторюсь, идёт всего два с половиной часа, так что времени на раскрытие всяких глупых подробностей просто нет. Поделённое на фракции общество живёт мирно и процветающе. Кто что делает — хрен его разберёт, но все счастливы. При этом в обществе будущего нет ни инженеров, ни строителей, ни сантехников, ни уборщиков, а поэтому вокруг красивые руины небоскрёбов, которые, надо думать, временами красочно обваливаются на радость всем прохожим.

В общем, главная героиня фильма, девушка по имени Беатрис живёт с родителями во фракции Отречения. В мире будущего полунищие отречённые правят городом, хотя в чём состоит правление снова не ясно. Беатрис страшно мучается от того, что вот-вот отборочные, а она так и не знает кем же хочет быть. Тест на профпригодность выявляет страшное: оказывается девушка дивергент! Ну тут бы и сказочке конец (отличный, кстати, получился бы фильм), но проводящая тест барышня обещает ей, что никому ничего не скажет и пишет в бумажку, мол, годна для отречённых. Как позже выяснится — барышня делает татуировки во фракции Бесстрашия, что тоже очень смелый ход. Сразу видно — отлов дивергентов идёт на правительственном уровне. Казалось бы, поставь рядом с компом правительственного агента с табельным короткостволом, а рядом сделай выгребную яму за закрытой дверью. Обнаружился дивергент — завёл в нумера, пулю в башку, тело в яму, делов-то! Не хочешь тратиться на агентов — сделай, чтобы комп пересылал все данные прямо в штаб, чтобы сразу было видно кто есть кто. Но зачем, ведь куда проще посадить какую-то левую татуировщицу, у которой в родственниках был запытанный гэбнёй дивергент, которая будет подделывать документы. И это прошло только минут пятнадцать фильма.

Дальше воспитанная в Отречении девица выбирает фракцию Бесстрашных — ведь они такие крутые! Все в татушках, пирсинге, как обезьяны носятся по Чикаго и взбираются на мосты, визжа и улюлюкая от радости. Как нетрудно догадаться, исходник написан двадцатилетней девчонкой, поэтому органы охраны правопорядка в фильме предельно нефункциональные и дебильные, зато выглядят прикольно, просто девичья мечта. Бесстрашные каждый день добираются до своего жилища (какой-то подземный бункер) на катающемся без остановок вокруг города поезде, в который запрыгивают и спрыгивают на полном ходу. Что за поезд, зачем он нужен, почему нигде не останавливается, как вы можете угадать, не говорится. Ну мало ли, может это приквел «Пронзающего снег». В штаб-квартире оказывается, что жить всем придётся в одной казарме, мыться в одном душе, ходить на горшок в одном сортире. Причём как мальчикам, так и девочкам. Обратно видно глубочайшее понимание вопросов устройства социума в целом и армейских подразделений в частности. Правда тема сисек и изнасилований не раскрыта, авторам незачёт. На следующий день выясняется, что выбравшим стезю умалишённой макаки предстоит пройти ряд обучающих занятий. Кто плохо покажет себя на выпуске — будет изгнан к бомжам. Напомню, менять фракцию и возвращаться домой нельзя — бомжуй, падла. Вопрос о том «А может он чего ещё полезного умеет» даже не ставится.

Ну и следующие полтора часа девочка скучно тренируется. Тонкими ручками-ножками расшвыривает здоровенных мужиков (не сразу, но тем не менее), учится стрелять, метать ножи и кататься по верёвкам с крыши одного небоскрёба через двухметровую дырку во втором (с торчащими арматуринами и кусками бетона) на землю. Попутно девочка, ясен пончик, влюбляется в симпатичного тренера, который к ней сначала холоден, а потом оттаивает и влюбляется. Фильм, понятно, именно про любовь, а не про апокалипсис и антиутопию.

Попутно дело движется к государственному перевороту. Без этого тоже сейчас никуда, тренд. Фракции Эрудитов не нравится фракция Отречения и она хочет её свергнуть. Почему хочет, что делают обе фракции на благо общества, какой интеллектуал вообще придумал это деление — спросите создателей, если интересно, потому что в фильме ни слова. Для свержения готовится зловещий план: специальная жидкость, после вкалывания которой все бесстрашные становятся программируемыми с компьютера главной злодейкой в исполнении Кейт Уинслет, которая то ли тоже дивергент, то ли просто больная на голову — чёрт их разберёт. Разумеется выход злодейка видит только в одном: убить всех в Отречении к свиньям собачьим. Зачем, если у неё есть неограниченное количество сыворотки программирования — не ко мне, как вы понимаете, вопрос. Но на дивергентов вся эта шляпа не действует, а поэтому девочка и её возлюбленный проникают в штаб и забарывают зло, после чего садятся в поезд и уезжают за стену. Ясное дело, парень тоже дивергент, но на него сыворотка почему-то действует… или не действует… или всё-таки действует… а, не, она сказала «Я люблю тебя», больше не действует. Родители девочки обои-два бывшие члены Бесстрашия, но каким-то образом умудрились вернуться в Отречение, да ещё и занять там видные государственные посты. Финал открытый, то есть не сделано ровным счётом ничего: злодейка жива и на свободе, её подручные живы и на свободе, ни черта не исправлено, только куча народу погибла за просто так.

Отличная фантастика. Отличная антиутопия. Отличная мелодрама. Отличная потому, что наглядно показывает, что находится в головах авторов. А там, судя по всему, какие-то жуткие помои. Актёры неплохи, но играть им нечего (хотя Джай Кортни хорош, чертяка, единственный живой персонаж получился у него). Музыка Junkie XL («300. Рассвет империи») за продюсерством Ганса Циммера добротная, но развернуться ей не дают ни разу. Больше же в данной картине нет ничего. Хотя, как вы понимаете, это моё мнение. А фильм собрал кучу бабла и нас ждёт минима два продолжения. Верным путём!

- комментарии
  1. […] настолько убогого хромакея не видел со времён «Дивергента«, да и в целом анимации крайне пососные. О чём […]

Оставьте комментарий