Разумеется, это письмо было уликой, но по моему мнению собирать вещдоки стало поздно примерно пару сотен патронов назад.

Игровой Макс трезво оценивает ситуацию.

А знаете, если предварительно закинуть за воротник пару стаканов портвейна, то даже вполне покатит!

Дядя Петя — с оптимизмом

«Весь город начинает на него охоту — Полицейское управление Нью-Йорка, уголовный мир и городские власти. Теперь ему уже действительно нечего терять и опасаться»

Из рекламного флаера

Поверьте на слово — этот фильм примирит геймеров и зрителей, потому что все поймут: снять хороший фильм по игре возможно. Вы просто офигеете насколько круто мы всё сняли. И это неудивительно, ведь мы — гении.

Создатели фильма

Бедный город Нью-Йорк! Что только не творили с ним киноделы. И инопланетян насылали, и гигантских ящериц выпускали побегать, и глобальное похолодание хватало жителей Большого Яблока за пятки, а уж похождениями Кэрри Брэдшоу и её подруг до сих пор пугают непослушных детей. И вот новая напасть: на улицах появился новый наркотик под названием «Валькирия» густого зелёного синего цвета. Стоит кольнуть такой в вену принять из колбочки внутрь и вокруг тут же начинает твориться апокалипсис и летают падшие ангелы. Разумеется, если ты такой хоть раз попробовал, то потом уже не слезешь ни за что на свете, так и будешь до своей весьма скорой смерти упарываться этим чудом наркотического производства.

Как раз на этот новый наркотик и напарывается вечно хмурый детектив Макс Пэйн (Марк Уолберг). Когда-то давно, когда в мире было больше цветов, а Макс носил белые рубашки вместо кожаных курток, у него была семья: жена и ребёнок. Как-то раз Пэйн возвращался домой с работы и обнаружил свою смью зверски убитыми. Причём полоумные убийцы вопили и размахивали окровавленными тесаками, но на теле его жены крови не было вообще. Макс над этим крепко призадумался и, чтобы найти разгадку, перевёлся в отдел висяков, надеясь отыскать что-нибудь и про своих. Просто наш герой лелеет надежду, что однажды он найдёт того, кому нужно было убить его жену, работавшую на могучую корпорацию над секретными военными разработками. Для этого каждый день он пускается побродить по злачным местам родного города, обвешавшись «ролексами» и вообще делая вид, что он — богатый лошок при деньгах. Разумеется, на эту нехитрую уловку постоянно клюют навалькиренные гопники, которых Макс почти всегда умудряется пристрелить при попытке к бегству. Выживших же он ласково хватает рукой за причинное место, приставляет пистолет к голове и спрашивает: «Это ты, сука, убил мою жену?!». Если ответ отрицательный, то Макс уточняет: «А кто, сука, убил мою жену?!», после чего гопники, как правило, описываются со страха и допрос прекращается.

Не буду кривить душой — Максу по большому счёту нравится сам процесс брожения по тёмным закоулкам и тыканья револьвертом в лоб мелкой преступности. Потому что толку от этого никакого по двум причинам. Первая — все гопники стали наркоманами и мало что соображают, а вторая — тех двоих явно кто-то нанял, не сами же они пошли и убили хрен поймёшь какую тётку с дитём. Плюс Пэйн, скажем так, чутка туповат, потому что за годы, прошедшие с момента убийства его благоверной, он так и не додумался копнуть в направлении мега-корпорации, в которой она работала. Нет, гопники и пустынные станции метро ему больше по вкусу. Меж тем что он будет делать, скажи кто-то из гопарей «Да, это я убил твою жену, и президента Кеннеди до кучи!» Макс пока не решил. Впрочем, все его новые знакомые знатно Пэйна подставляют, сигая под поезда, выбрасываясь из окна и разрываясь на куски, чтобы он совсем ничего не понял и окончательно запутался.

Ну вот например, Макс на какой-то мутной тусовке, где все присутствующие удалбывались вусмерть «Валькирией» (детектив был там инкогнито, а поэтому значок не обнажал), познакомился с симпатичной русской цыпочкой по имени Наташа Сакс (Ольга Куриленко). Он сначала долго раздумывал над тем, как пишется её исконно русская фамилия, — Sax или Sucks — но потом она по пути домой внезапно разорвалась примерно на сотню маленьких наташ, да ещё и подложила рядом с собой стыренный у Пэйна кошелёк. Так что теперь Макса подозревают в зверском расчленении симпатичной русской цыпочки. В том числе и её сестра, Мона (Мила Кунис), которую родители назвали так потому, что в детстве она постоянно спрашивала, мол, мона ей вот это и мона ли ей вот то (кстати, объяснение вполне нормальное, настолько же нормальное, насколько русское у неё имя).

Так что теперь Макс кругом в опасности! За ним охотятся какие-то подозрительные типы, мотивируя свой к нему интерес словами, что он-де опозорил какого-то Сёму Озёрного, таинственные производители «Валькирии», боевитая Мона, да и коллеги поглядывают на него с подозрением. Выявить правду будет ох как непросто! (Это я издеваюсь)

***

Spoiler Alert!

Пристойных фильмов по компьютерным играм существует не так уж и много. «Mortal Kombat», «Сайлент Хилл», «Принц Персии», да ещё, пожалуй, «Postal» [уворачивается от тухлого яйца]. Но тем не менее был период, когда экранизировать игры было чертовски популярным занятием. И тот факт, что в лучшем случае получится какая-нибудь «Обитель зла», а в худшем — «Бладрейн» никого не останавливал. Последние несколько лет киношники вроде поумерили пыл, но изменить ситуацию вполне может «Warcraft» Дункана Джонса, который сейчас находится на стадии монтажа и создания компьютерных спецэффектов. Что до «Макса Пэйна», то в 2008 году он своим выходом мировую общественность просто взволновал, потому что трейлер фильма был настолько добротен и настолько похож на игру, что многие поспешили завопить о первом толковом фильме по компьютерной игре. Как показала практика — очень даже зря.

kinopoisk.ruК своему стыду должен сказать, что к моменту выхода фильма в кино, в оригинальную игрушку я не рубился толком ни разу, вспоминались только какие-то разрозненные куски. И тогда я подумал, что на сюжет игры фильм довольно похож и что в этом-то его проблема. Мол, игра вышла чёрти когда, и с тех пор все её ходы уже успели устареть и стать штампами. На самом деле фильм и первую часть игры разделяет всего семь лет, а сюжетно у них вообще довольно мало общего. Ну а поскольку я с момента появления ленты на широких экранах обе части игрушки успел пройти (я в курсе, что их три), то говорить про фильм незамутнённо более уже не получится. Итак, приступим.

Начнём, как водится, с сюжета. Сценарий игры за авторством Сэма Лейка (который на самом деле финн Сами Ярви) был прост, но вместе с тем лишён разного рода идиотских поворотов. Плюс стилизация его в частности и игры в целом под фильмы жарна нуар впечатляет до сих пор. Если ну очень коротко — сценарий игры фактически представляет собой готовый фильм, бери да снимай. Чуть подуменьши количество выбегающих на Макса противников (в игрушке, как и положено добротному олдскульному шутеру, главный герой отправляет на тот свет народу, которого хватило бы примерно на небольшую европейскую страну), подсократи диалоги и внутренние рассуждения Пэйна (оставь только основные), вложи в это миллионов сорок баксов — и готов отличный фильм. Но не таков был сценарист Бо Торн! Этот товарищ поплевал на руки, достал с полки справочник по самым задолбавшим всех штампам кино, взял в потные ладошки клавиатуру и настрочил такое, после чего сюжет второй части игры кажется одной из лучших драм Шекспира.

Большая часть задумок оригинала была смело послана куда подальше, причём зачем-то изменили даже всякие мелочи, вроде пола ребёнка Макса (в игре у него была девочка), цвета наркотика (в игре он был зелёный) и национальности Моны Сакс (которую с какого-то бодуна сделали русской, видимо, чтобы Мила Кунис и Ольга Куриленко могли сыграть одну сцену на русском). При этом сюжет был старательно забит всеми замшелыми клише, какие только смог отыскать товарищ Торн.

Сначала герой будет ходить хмурым, ни с кем не здороваться, сидеть на работе допоздна, а сослуживцы будут шёпотом рассказывать друг другу: «Ты знаешь кто это? — А то! Это же отец убитого ребёнка и муж убитой жены! — Как, ТОТ САМЫЙ?! — Да-да, Макс Пэйн!». Потом наш детектив найдёт какую-нибудь ниточку и станет по ней ползти во мраке неизвестности, шарахаясь башкой обо все острые углы. Все новые знакомые Пэйна, которые могут дать ему хоть какую-то информацию, незамедлительно будут убиты, но по оставленным ими подсказкам герой обнаружит что-то СТРАШНОЕ. Скорее всего окажется, что во всём снова виноваты идиоты-военные, хотевшие наплодить суперсолдат. Это в игре они провели тесты, выяснили, что препарат — говно и проект закрыли, а уже потом подлые частники его тайно возобновили. В фильмах военные поголовно тупые и исследуют только что изобретённые препараты на солдатах. Герою будет помогать родственник одной из жертв наркотика, который сначала будет считать детектива виновным в смерти родного человека, но потом поймёт как же ошибался и встанет на сторону добра! Ближе к концу наконец-то обнаружится какой-то злодей, но стоит с ним разобраться, как окажется, что злодеем всё это время был не он, а кто-то другой, на кого Пэйн никогда не подумал бы, потому что считал другом, отцом, девушкой, собакой — нужное подчеркнуть. Плохой Парень (невольно получилась шутка про русское издание первой игры, учитывая кто в этом фильме плохиш) сначала захочет убить главного героя, потом решит рассказать ему свой Зловещий План, а потом — после того, как герой сиганёт в прорубь с тазом цемента на ногах — и вовсе решит «А хрен с ним, сам сдохнет!». Разумеется, главный герой выживает и приходит навалять супостату люлей, предварительно перебив его небоскрёб охраны.

Если вы думаете, что я хоть слово придумал и что не может в одном фильме быть столько заскорузлых заштампованных поворотов сюжета, то вы ошибаетесь. Я наоборот некоторые повороты ещё опустил. Ну например про то, как все вокруг страдают словоблудием, как Пэйн лучшим способом допроса считает выбитые зубы и сломанные носы (его бы в НКВД, такой талант пропадает!!!), как он упорно не хотел смотреть в сторону мегакорпорации, где работала его жена… Правда, в некоторых источниках говорится, что сценаристов у фильма было двое: Торн и тот самый Лэйк, но в титрах фильма указан только Бо, так что и спрос весь с него. Да и не верю я, что Сами мог так надругаться над своим же детищем (даже учитывая ну очень хреновый сценарий второй части игры).

Про актёрские работы говорить сложно, но необходимо, потому что актёры заняты не самые последние. Марк Уолберг, к огромному сожалению, стал заложником очень паршивой режиссуры и идиотского сценария. К сожалению потому, что Уолберг довольно неплохой актёр, да и на Макса (пускай только и из второй части) в общем-то похож. Но тут ему, наверное, даже примерно не объяснили, что нужно играть, потому что он весь фильм либо ходит с одинаково-равнодушным выражением лица, либо вдруг так жутко начинает пучить глаза, словно вот-вот разродится от недельного запора. Ну и эта прыгающая рэперская походка (Уолберг в прошлом рэпер) даже крохи образа убивает начисто. Жаль, откровенно жаль. Потому что мог получится вполне достойный Макс Пэйн. Кстати, сам Уолберг в игру не играл и для объяснения всякого по ходу съёмок использовал своего молодого ассистента, который (как говорили) знает игру чуть ли ни наизусть. И на примере фильма отлично видно как создатели относятся к фанатам игры.

С Милой Кунис та же самая история. Хорошая актриса, но в этом фильме не меняется в лице хоть ты тресни, да и играть ей нечего совершенно. Правда, стоит отметить, что на Мону из первой части она маленько смахивает, но на этом всё сходство с персонажем заканчивается. Про её экранную сестру Ольгу Куриленко вообще сказать нечего, только то, что она как обычно играет проститутку (ради интереса можете посчитать сколько раз она её играла).

Бедному Бо Бриджесу досталась просто отвратительная роль персонажа по имени Би Би. В игре это был второстепенный напарник Макса, появлявшийся в самом начале и ближе к концу игры. В фильме же из него с какого-то перепуга сделали главгада, а игровую злодейку Николь Хорн наоборот запихнули на задний план. Судя по сцене после титров собирались мочить её в сиквеле, но к счастью не срослось. Так вот Бо тут смотрится просто жалко, у него даже выражение лица весь фильм такое, что его хочется пожалеть. Ну и, конечно, факт, что главный злодей лично прыгает в окна напару с наркоманами и убивает женщин с детьми — это пять.

Идущего по следу детектива Джима Бравуру (с короткой стрижкой, татуированного, белого) играет Лудакрис, который, как известно, некоторым образом чернокож. То ли политкорректность должна была быть соблюдена, то ли просто Лудакрис ну очень просил эту роль, не знаю, но идея откровенно идиотская. Хотя смотрится он нормально. Правда не ясно чего тогда самого Пэйна не сделали негром — выходцем из гетто, это же просто находка. Тут и убийство семьи какими-то наркоманами можно было обыграть!

Из второстепенных запомнился Амори Ноласко в роли Джека Люпино. Конечно, из него Люпино, как из меня валенок, но сыграл он вполне достойно, да и вообще мужик колоритный. Крис О’Доннел толково сыграл размазню — помощника Николь Хорн. Размазня выглядела очень аутентично! Сама Николь в исполнении Кейт Бёртон (не родственница Тимофея) получилась довольно похожей на игровую, но что толку, если на экране она проводит минут пять? Также было очень приятно видеть Донала Лога (незабвенный упырь, над которым постоянно цинично издевался Блэйд в первом фильме), роль крохотная, а запоминается. Ну и до кучи в фильме есть Нелли Фуртадо, если это кому-то интересно.

kinopoisk.ruС музыкой всё как-то очень хреново. Большую часть оной написал ученик великого Джерри Голдсмита Марко Белтрами. И Белтрами — довольно своеобразный композитор, он может написать как отличную «Обитель зла» или «Свободного сёрфера», так и совершенно никаких «Терминатора 3», «Мировую войну Z» и «Кэрри». И «Пэйн» как раз из второй серии, ибо не запоминается вообще ничего. Меж тем в обеих частях игры музыка была совершенно шедевральной, а уж главная музыкальная тема врезается в память намертво. Почему нельзя было пригласить финнов Кортси Хаттаку и Киммо Каясто, ну или хотя бы дать Белтрами сотворить как у них — не понятно. «Макс Пэйн» без музыки «Макса Пэйна», это как «Терминатор» без музыки «Терминатора»… Ой…

Впрочем, есть в этом фильме одно относительно светлое пятно: картинка. Графика сочная, виды города и всяких разных заводов сняты просто отлично, сцена в метро поставлена добротно, да и вообще именно визуальных отсылок к игре больше всего. Крылатые твари-глюки, выкидывающие людей из окон выполнены на твёрдую пятёрку. Сцена в холодной реке и отогрев на пристани опять же мощно сняты. Но и тут стоит добавить тарелочку дёгтя. Слоу-мо, ну или — следуя терминологии игры — bullet-time. В играх про Пэйна этот приём с замедлением времени служит основной фишкой, оттуда он пошёл (речь, понятно про игрушки) и выжить без него почти невозможно (по-крайней мере в первой части точно). Тут же нет ни одного толкового момента этого самого слоу-мо, всё сделано словно через задницу. Эти сцены либо безумно затянуты (когда Макс примерно полчаса летит через себя с дробовиком наперевес), либо воткнуты совершенно не туда, куда надо (например замедленное… недоумённое моргание Пэйна). Ну и отсутствие стрельбы с двух рук в прыжке мы, фанаты, простить не можем, даже не уговаривайте!

Окей, буду я, пожалуй, резюмировать. Джон Мур (тот самый унылый ремесленник, снявший никакой римейк «Омена» и блевотного «Крепкого орешка 5»), к счастью, не Уве Болл, так что «Макс Пэйн» будет явно получше опусов герра Уве (кроме «Postal’а», я настаиваю) или, скажем, «Хитмана». И если это первый фильм подобного рода в вашей жизни и если вы не играли в игру, то он вам даже может понравиться. Всем остальным же придётся для начала хорошенько напиться, чисто во избежание, вот тогда пойдёт. Что до фанатов, то их снова подставили. И что обидно: ну ладно бы взяли какой-нибудь «Return to Castle Wolfenstein», который сюжетно вообще ни о чём (хотя там самоиронии целый вагон), и сняли тупой боевик — всё было бы понятно. А так раз за разом берут игры с проработанными сценариями («Resident Evil», «Far Сry», теперь вот «Max Payne») и сводят всё к тупорылейшему заштампованному блокбастеру. Обидно, просто обидно, господа.

P.S. Кстати, рейтинг у фильма PG-13, так что многие сцены оного смотрятся просто уморительно. Особенно, когда копы прибывают на место разрывания Наташи и один из них говорит: «А кровищи-то, кровищи!». Крови меж тем на снегу нет ни капли. Что интересно, на DVD также вышла «неподцензуренная» версия, якобы с рейтигом R. Но всё отличие от кинопрокатной там было в пририсованных на компьютере крохотных облачках крови и пару раз вяло произнесённом «Фак ю, ну пожалуйста!». Словом, не издание, а позорище какое-то.

P.P.S. Кстати, при $35 миллионах бюджета фильм собрал по миру $85 миллионов, что позволило ему со скрипом окупиться, но сиквел решили послать лесом, а Бо Торн так больше ни черта и не написал. Считаю, и поделом ему! Нечего отличные сюжеты коверкать!

P.P.P.S. В оценках отсылка очень для тех, кто в теме.

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 3-

Режиссёрская работа: -10

Сценарий: -665

Зрелищность: 4-

Краткое резюме: дрянь

Нужно ли смотреть: по большому счёту нет

- комментарии
  1. […] целый звездопад. Марк Уолберг после весьма дурацкого «Макса Пэйна» себя полностью реабилитирует и играет отца девочки […]

Оставьте комментарий