Иди к нам!

Собственно, зловещие мертвецы

«Это невыносимо, сидеть тут как в ловушке, Джек. Верно невыносимо?» Вот теперь невыносимо!

Джек Воробей

[Первоначально данная рецензия была опубликована на сайте «ПроКинофильмы»]

Кампания молодых людей едет по горной дороге на колымаге, каких мало, с целью затусить в заброшенной хижине. За машиной по лесу гонится ожившая камера, лихо перепрыгивая через поваленные деревья и грязные лужи. Правда, вскоре выясняется, что камеру, видимо, замечает только одна машина, потому что от ужаса она даже пытается покончить с собой, бросившись под колёса проезжающего навстречу грузовика. К счастью, сидящий за рулём парень Скотт машину выравнивает и начинается перебранка из серии: «Ты, твою мать так, вообще водить умеешь? – Я, мать твою этак, напомню, что это ведро с колёсами твоё! – Да я перед выездом всё проверил! — Да врёшь ты всё! – Да пошёл ты!». Наконец, в хижину ребята приезжают и начинают разгружать вещи. Точнее две девушки кидаются вещами в одного Брюса Кэмпбелла. Скотт же тем временем осматривает дом и приходит к выводу, что это конечно не пятизвёздочный отель, но жить можно.

А вечером, пока все готовятся к вечеринке, сеструха главного героя, Эша, по имени Шерил решает порисовать у себя в комнате, слышит жуткий голос, зовущий куда-то «к нам» и под воздействием чьих-то злых сил рисует в альбоме крайне неприятную рожу.

И вот вечеринка начинается. Но стоит только всем пригубить первый стакан, как дверь в подвал раскрываются настежь, так что все даже от неожиданности выплёвывают вино в рожу соседа (поскольку Эш-Кэмпбелл сидит во главе стола ему достаётся двойная порция).

Скотт, как самый умный, хватает единственный фонарик, лезет в подвал и со словами «Ща посмотрим что это там такое было» пропадает с радаров. Проходит энное время, но Скотта всё нет.

—Скотт! – кричит Линда, девушка Эша.

—Скотт! – кричит девушка Скотта.

—Скотт! – кричит Шерил, ничья девушка.

—Скотт, скотина ты этакая, вылезай, падла! – кричит сам Эш.

Но в ответ всем четверым – тишина.

—Может ему там плохо? Может он упал, а? – робко спрашивает девушка Скотта.

—Ага, — радостно поддакивает Линда, — и сломал нафиг шею!

—Да ну вас! – говорит Эш. – Упал! Да если бы такой шкаф упал, грохоту было бы на весь лес! Дайте-ка мне керосиновую лампу пойду посмотрю как там наш красавец.

И вот Эш долго рассматривает подвал, который мало того, что и не подвал вовсе, а гараж Сэма Рейми, так ещё как и весь остальной дом выглядит весьма недобро. И в результате таки оказывается, что Скотт – редкостная скотина, потому что он просто решил прикольнуться. Ну начало восьмидесятых, ёлы-палы. Народ ещё толком не смотрел ужастиков и просто не знает чем обычно такие приколы оканчиваются.

Обнаруживается, что Скотт нашёл кое-что занятное: дробовик, магнитофон, книжку и нож, причём последние два предмета вызывают только одно желание, побыстрее выбросить их в печку, настолько они страшные. Всю халабуду приятели поднимают наверх, где принимается решение прослушать запись в магнитофоне. Я ещё раз напомню, что это были благословенные восьмидесятые и граждане ещё не узнали ни о звонках, ни о зловещих японских девочках, ни о том, что плёнки в заброшенных домиках лучше не слушать.

На плёнке оказывается запись голоса какого-то профессора, который говорит, что отыскал весьма любопытную штуку: Натуром Демонто, он же Некрономикон Экс Мортис, она же шумерская Книга мёртвых. В книге, написанной типа как кровью, но на деле – простым карандашом, содержатся описания похоронных обрядов, рассказы про обитающих в природе духов и приводятся примеры заклинаний. «Вот, например, такое», говорит профессор, читает какую-то абракадабру и начинается такое, что не в сказке сказать, ни пером ни описать! Живые кусты, страшные звуки, разодранные тела и одержимость демонами. А ведь мамы героям в детстве говорили: не пей!

***

Сэм Рейми не получал режиссёрского образования. Брюс Кэмпбелл никогда не ходил даже на актёрские курсы. Роберт Тейперт не был профессиональным продюсером. Просто однажды эта троица под впечатлением от фильма Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» захотела снять свой ужастик по оригинальной задумке Рейми. Но у вчерашних студентов не было ни денег, ни связей. А поэтому для начала, взяв в помощники группу приятелей, Рейми снял короткометражный получасовой фильм «В лесах». И уже с этим фильмом стал искать инвесторов. Наскрести удалось немного – всего около семисот тысяч долларов, — но фантазии молодых людей не было предела и они собственноручно сняли и смонтировали свой дебютный полнометражный фильм «The Evil Dead», который у нас известен под названием «Зловещие мертвецы», но грамотнее переводятся, конечно, как «Злобная мертвечина». Потому что живых мертвецов в фильме в принципе и нет. Есть одержимые демонами люди. Мертвецы, насколько мне известно, не могут то и дело прыгать из живого состояния в мёртвое.

В общем, фильм вышел в прокат, а остальное, как говорил Эш, но только в другом фильме, уже история. Весьма неплохой рекламой новинке послужило то, что уже заработавший популярность Стивен Кинг (на момент выхода фильма было опубликовано уже шесть его романов) назвал фильм «Полным погружением в нечеловеческий ужас». Тут с живым классиком трудно не согласиться, потому что лента Рейми – кошмар в чистом виде.

Ничего нового по части сценария, будем честны, Рейми не изобрёл. Жанр слэшера (молодёжь приезжает в глухомань, а там их уже ждёт не дождётся какая-нибудь жуткая жуткость) открыл когда-то Тоуб Хупер «Техасской резнёй бензопилой», потом всё это залакировал своим «Хэллоуином» Джон Карпентер, а тему пожирания плоти сполна разработал уже упоминавшийся Ромеро. Но именно то, как фильм снят, делает его уникальным.

Главное, что Рейми принёс в жанр – операторские приёмы и бескомпромиссная жестокость. Литры крови, расчленённые тела, дичайшие вопли убитых – всё это вгоняет в пот. В фильме практически нет шуток, а единственный гротескный момент в лесу (изнасилование девушки кустом) вызывает скорее нервное хихиканье, нежели полноценный смех. Но постарались, конечно, не только гримёры и оператор (хотя они особенно) — в фильме ещё и мощнейший звуковой ряд, который просто давит на психику, и практически полное отсутствие диалогов во второй части картины.

К тому же – что тоже большой плюс – всех людей в фильме жалко. Ну да, некоторые из них ведут себя глупо и истерично, но их глупость вполне сопоставима с нормальной человеческой. Это не сегодняшние подростки, которые как будто живут в вакууме, ни фильмов, ни книг в глаза не видят и ведут себя как конченные идиоты. Вместо половой распущенности у Рейми любовь, вместо бурной оргии – спокойные посиделки. Правда, тут не всё просто. Изначально планировалось, что магнитофон герои фильма будут слушать, обкурившись конопли и последующие события воспринимать поначалу просто как глюк. Сцену прослушивания решили снимать вживую (то есть актёры реально в хлам укурились), но из-за полной невменяемости половины съёмочной группы сцена была запорота и впоследствии из сценария выкинута. Ну, зато, думаю, им определённо есть что вспомнить.

Да, этот фильм не настолько крут, как его продолжение, да, тут ещё и Эш обыкновенный парень, не изрекающий фразы, которые потом фанаты высекут в граните – но для жанра Рейми сделал неоценимое. Уже хотя бы за то, что один новозеландский паренёк посмотрел его фильм и решился на покорение кино, Рейми спасибо. Но это уже совсем другая история. И я вам про неё уже рассказывал.

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 4

Режиссёрская работа: 4+

Сценарий: 4-

Зрелищность: 4+

Краткое резюме: от души пугают

Нужно ли смотреть: зависит от отношения к жанру

- комментарии
  1. […] индусов: у них, например, есть неофициальный сиквел «Зловещих мертвецов». Оказывается, «Чужой» в своё время тоже под раздачу […]

  2. […] живым. Собственно, потому-то, что из всей тусовки «Зловещих мертвецов» Эш был самым «настоящим», культовым героем и стал он, […]

  3. […] постоянно проводятся параллели с Сэмом Рейми и его «Зловещими мертвецами» или Джо Данте и его «Пираньями». Но на самом деле это […]

Оставьте комментарий