У нас много чего есть. Водки у нас полно. Икры у нас полно. А вот героев у нас не хватает!

Товарищ Хрущёв

Таня, господи, ты только не умирай! Не разбивай к х#ям моё любящее сердце!

Призыв Васи

Сегодня посмотрел таки художественный фильм «Враг у ворот», сделанный французом Жан-Жаком Анно в ихнем Голливуде. Анно лично мне известен по двум шикарнейшим фильмам «Медведь» и «Два брата» — обои-два фокусируются на диких зверях (медведях и тиграх соответственно) и мало заглядываются на людей. Через это картины, снятые от лица диких животных, которых как известно переиграть невозможно в принципе, доставляют море удовольствия и порой прошибают на неслабую такую слезу. Ну и про отличную фильму «Имя розы» забывать, конечно, тоже не стоит. Ну а тут, стало быть, кино про Вторую Мировую Войну, точнее даже про Великую Отечественную — что, если кто не знает, несколько разные вещи. Это, надо признаться, всегда немного напрягает, когда нерусские снимают про русских, но тут вроде и режиссёр хороший, и актёры что надо, и тема добротная — не должны подвести.

Впрочем, я за годы, прошедшие с выхода фильма, про него, разумеется, многократно слышал, причём как хорошее, так и плохое. Даже не знаю чего больше. Но уже одно то, что наши ветераны после просмотра просили запретить прокат фильма в России говорит о многом. Сам я давно на него натыкался, но мне он попался в отвратительном переводе «я мычащий идиот, перевожу на ходу, ни за кем не успеваю», так что просмотр забросил. Ну а тут что-то стукнуло, скачал и посмотрел. Что называется, не пожалел ни разу — на все деньги картина.

Фильм, как это многим киноманам хорошо известно, рассказывает про Сталинградскую битву, битву во многом определившую исход войны. Про неё много кто любит снимать кино, особенно отличился один товарищ из наших не так давно — не помню как зовут. В данном случае имеем американо-французский взгляд из-за бугра.

Картина, не считая пролога с охотой на волка, стартует с того, что новобранцев в числе которых обретается простой пастух с Урала Васька Зайцев (его роль талантливо исполняет англичанин Джуд Лоу) везут на фронт. На каком-то перегоне, неподалёку от Сталинграда состав с солдатами останавливается, из него выгоняют всех гражданских, вагоны запирают на засовы, сверху вешают амбарные замки. Видимо, чтобы если поезд попадёт под авиаудар погибло побольше народу. Солдаты, понятное дело, едут не понятно куда, никто им ничего не объясняет, командиров нет как класса. Все новобранцы сидят в вагонах с пустыми руками. Ни оружия, ни вещмешков у них нет — воевать ведь едут пацаны, зачем им это всё! Впрочем, как будет видно дальше никакими вопросами выигрыша битвы или войны советское командование не озабоченно, им бы побольше солдат в расход пустить. С этой точки зрения всё безусловно логично: зачем тратить на будущие трупы оружие и вещмешки.

Солдат привозят на конечную и пинками под зад гонят к Волге. Раздаются выстрелы в воздух из револьвертов, на заднем плане через реку переправляются лодки с пушечным мясом. Понятное дело даже элементарного построения, переклички и проверки личного состава никто не производит, потому что надо спешить: в воде и на берегу ещё есть свободные места для трупов, надо их срочно заполнить. Набив перепуганными и ничего не понимающими новобранцами лодку (ну ей-богу как будто их из постелей вытащили, запихнули в форму и погрузили в вагоны) тупорылые энкеведешники зачитывают в рупор фэйковые письма уже успевшим отдать долг солдатам. Содержание писем примерно такое. «Сына, — пишет гордая мать. — Я так рада, что ты по приказу Советского Командования и лично товарища Сталина отправился добровольцем на фронт! Покажи этим проклятым оккупантам где раки зимуют! Кстати, брата твоего давеча убило, и отца тоже убило, дед узнал и сразу помер. Так что ты уж отомсти там за нас. А если не сможешь отомстить — стань героем и сдохни тоже! Люблю, мама». Круче этих писем с ходу и не припоминается ничего, ну разве что сброс ложек с самолётов у Михалкова.

А тем временем лодки начинают яростно бомбить самолёты немцев. Разные идиоты будут рассказывать вам, что на берегу Волги работала артиллерия и авиацию противника к переправляющимся войскам никто не подпустил бы — но вы им не верьте! На самом деле самолёты свободно летали где им было нужно и никто их не сбивал. Разумеется только что оторванные от маминой юбки пацаны, страшно вопя стараются покинуть судно, на что суровый энкеведешник орёт: «Мать-перемать, назад, всех урою!» и стреляет тех, кто прыгает за борт. Не понятно только за каким хером их вообще было брать — расстреляли бы ещё в поезде сразу всех и делов-то!

Но кое-как, с грехом пополам, потеряв половину бойцов, лодки доплывают до берега. На берегу уже стоят грузовики, с которых другие энкеведешники раздают винтовки и патроны, а один орёт в рупор гонимым, словно отара овец с выпученными глазами новобранцам приказ. Дескать, вот вам винтовка. Оружия и патронов мало, поэтому винтовка выдаётся из расчёта один ствол — три солдата, плюс каждому из солдат по пять патронов. Если тот, у кого винтовка, погибает, бегущий за ним должен её поднять и продолжить бой. Такие дела пацанята, нету на всех оружия. Правда, минутой раньше нам показывали как энкеведешники палили в воздух не переставая, чтобы подгонять солдат, но это мелочи — на самом деле патронов нет.

Новоприбывшие сбиваются в кучку (опять же, ни про какое построение речи даже не идёт), а нам показывают против кого они будут воевать. На другой стороны какой-то площади окопались немцы. У немцев есть танки, миномёты, автоматы, и у каждого солдата по винтовке и ведру патронов. Меж тем советское командование даёт отмашку и начинается одна из самых идиотских атак в истории кино о Второй Мировой.

В понимании авторов фильма солдаты красной армии с криками «Ура!» (кстати, это ещё одна блестящая находка фильма — хотя все вокруг говорят на чистом английском, массовка то и дело орёт что-то по-русски и по-немецки) всей гурьбой мчатся на укрепления противника, не делая никаких попыток затаиться за многочисленными укрытиями, сгруппироваться, выдвинуть на первый фланг тех, кому достались винтовки, хоть пару раз выстрелить в сторону врага. Нет, тупые советские солдаты чуть ли не блея, в полный рост мчатся прямо на пулемёты, ну а немцы, разумеется, валят их одного за другим. Через некоторое время какой-то солдат догадывается, что сейчас всех перебьют и предлагает своим отступить. Народ тут же разворачивается и драпает обратно, но позади, как водится, уже сидит заградотряд, и из автоматов, револьверов, и пулемётов «Максим» поливает отступающих, крича «Смерть дезертирам!». Нехватка вооружения и патронов становится ещё более явной, чем прежде. Нет, оно конечно понятно, что сценаристами фильма была парочка лютых долбоёбов, не умудрившихся даже заглянуть в сраную «Википедию» и узнать чем занимались заградотряды на самом деле. Но эта парочка (в которую, внезапно, входил и режиссёр этого прелестного фильма) похоже и о понятии «логика поступков» никогда не слышала. На кой хер стрелять по своим же, по тем, на кого были потрачены форма, жратва, организованна перевозка, отдано оружие и патроны (пускай даже и из расчёта «Одна винтовка на троих»)? Нахера тратить патроны и время на убийство безоружных солдат своей армии, если можно вооружить этих самых солдат и с тем же успехом отправить в бой? Перебьют так перебьют, а не перебьют — так глядишь болезные и пристрелят парочку солдат противоборствующей стороны, всё какая-то польза. Но, разумеется, когда в башке жизнерадостно плещутся либеральные помои понять это невозможно по определению. Невозможно понять как это: воевать за свою землю, за родных, за страну — француз Анно наверняка понять не смог. Ну а граждане из США ему финансово помогли. На, мол, снимай фильму.

И дальше постоянно творится совершенно безобразная ахинея, которая даже простой логики не выдерживает. Единственное, что безусловно радует — у фильма явно был русскоговорящий консультант, потому что ошибок в русских словах и текстах не заметил ни одной — только парочку грамматических (слова немного не так поставили, впрочем не исказив смысла). Нам меж тем рассказывают про легендарного советского снайпера Василия Зайцева. Только это всё равно — как бы не старался отличный актёр Лоу — так и остался деревенский дурачок Васька из начала фильма. Ну да, он где-то в кого-то попадает, но снайпер из него как из говна пуля. Ни позицию занять, ни определить местоположение врага, ни замаскироваться — ничего толком не может. В самый ответственный момент и вовсе засыпает на горе трупов соотечественников, сверкая оптикой прямо в глаз вражескому стрелку. Сразу видно — герой.

А как раз героя из Зайцева и делают по приказу командования. Да, именно так — делают. Пишут в газеты, печатают листовки, трещат по радио. И тупые совковские граждане тут же стройными рядами бегут записываться добровольцами на фронт, поражённые подвигами мега-снайпера. Видимо это не их землю топчут сапоги немецко-фашистких захватчиков, это не их родных и близких убивают и сгоняют в плен, не их дома и улицы ровняют с землёй, не их жён и дочерей насилуют и режут, не их грабят и разоряют — не за что драться тупым совкам. И только прочитав в газете про подвиги одного Василия они мгновенно обретают желание сражаться!

Создание образа советского супер-героя лично курирует наводящий ужас Никита Сергеевич Хрущёв в шикарном исполнении Боба Хоскинса. Боб — безо всяких шуток — играет на все деньги, один из немногих цельных персонажей фильма. Цельных, понятно, строго в одну сторону, но в принципе такая подача яростного разоблачителя Сталина вполне понятна. Хрущёв прибывает в осаждённый город и с ходу обращается к начальнику войск: как так, почему ещё не отбили?! Начальник весь в слезах мямлит про то, что у немцев есть танки, оружие, авиация — а у нас ничего нет. Херня какая-то, говорит Хрущ, у вас есть приказ победить — чего ж вы, падлы, не победили-то до сих пор?! Накал идиотии не сбавляется ни на минуту. Далее Хрущёв приглашает выпить водки замполита, который вовсю куёт из Зайцева героя (то бишь, говоря по простому, его продюсера, играет Джозеф Файнс). Глотая водку стаканами Никита Сергеевич поясняет, что герои нужны как никогда, а то воевать никто не хочет. Можно было бы, конечно, всех расстрелять, но тогда есть вероятность проигрыша войны. Маленькая такая, но есть. Так что куй его, куй изо всех сил!

А в это время на фронт прибывает легендарный немецкий снайпер в исполнении Эда Харриса. Этот своей харизмой заруливает вообще всех, актёрище каких поискать. Вот вроде и ублюдок, и нацист, и детей вешает на столбах — а всё ж таки симпатяга, обаятелен, чёрт! Нацистский снайпер нужен, чтобы убить Зайцева и, видимо, разом выиграть войну — ведь любому дураку очевидно, что после смерти Васи все разом перестанут воевать и Германия победит. Хрущёв меж тем добавляет идиотизму, рассказывая почему нельзя сдавать немцам Сталинград. Не потому, что это важный стратегический объект, не потому, что уничтожь его и врагу будет открыта дорога вглубь страны, нет. Сталинград нельзя сдавать потому, что он назван в честь Сталина. И если его сдать — Сталин очень расстроится (и наверное снова залезет под стол, где он, как хорошо известно любому интеллектуалу, просидел всё начало войны).

На фоне всего этого в Сталинграде типа война. Ну как война — вышли на поляну, популяли друг в друга, разошлись. В свободное время в простреливаемом городе солдаты выходят на улицу подышать воздухом, а немецкие офицеры, стоят на самом видном месте, почёсывая пузо. Конечно, до такого маразма, как в блокбастере Фёдора Сергеевича не доходит, но тоже неплохо. В подвалах и окопах каждый вечер устраиваются песни и пляски под балалайку, солдаты поют и смеются, весело пукают на зажжённые свечи — жизнь кипит и радости нет предела. Ведь не в этом городе трупами их боевых товарищей усыпаны все улицы, не этот город постоянно бомбят, не в этом городе всем приходится бродить по колено в крови — ничего подобного, есть куча поводов для веселья. Зайцев пока суть да дело знакомится с симпатичной радисткой (её играет Рейчел Уайц), влюбляется в неё и у них происходит романтический момент на грязном полу, посреди кучи спящих впритык друг к другу бойцов, со сдавливанием рта ладонью и отчаянными попытками не заорать в голос от удовольствия. Ну натуральные животные. Я всё понимаю, война, любовь — ну отойди ты за угол и твори что угодно наедине. Так нет, давай устроим поёбку чуть ли не на дрыхнущих однополчанах.

Ну и под конец фильма из-за полной дурости немецкого мега-снайпера и жертвы товарища, Зайцев таки убивает убер-зольдатена и уходит в закат. Никакой суперской дуэли, про которую неоднократно читал обнаружить не удалось — выглядит всё весьма слабенько и неправдоподобно. Особенно хорош запытанный гэбнёй ученик немецкого снайпера (сыгранный Роном Перлманом), который сначала, видя лицо своего сослуживца пристрелил его потому что того переодели в немецкую форму коварные фрицы (не узнал, дескать), а потом — зная все уловки и приёмы арийского аса винтовки при первой же стычке с ним оказался подстреленным. Просто гений. Про всякие мелочи типа пацана, то ли свободно общающегося с фрицем на немецком, то ли немца, лихо баклакающего по-русски, даже упоминать не стоит. Скажем просто — сценарий данного фильма представляет настоящую мечту конченного дебила-русофоба. Потому что тут тебе и тупые совки, завалившие всех трупами, и полный беспредел по части логики и здравого смысла.

Одного не отнять — снят фильм отлично. Декорации, грим, кровища и взрывы — всё сделано добротно. Актёры явно стараются, плюс их голоса решили не коверкать «русськ’ъим акц’еньтом», что тоже радует. Хотя, допустим называющий Сталина боссом Хрущёв выглядит психоделически. Он бы его ещё с придыханием «Master» называл, ей-богу.

По факту — типичное антирусское говно, пусть и снятое нормально. За что воевали, чем, почему — не понятно. Всё как водится строго вопреки кровавому Сталину, посылавшего войска на убой и ничего в военном деле не понимавшему. Да вот только создатели фильма в этом сами мягко говоря не разбираются. Что, ясен пончик, не мешает иметь ценное и очень демократичное мнение по вопросу. А самое главное, фильм не имеет ничего общего ни с историей Великой Отечественной, ни с подвигами Василия Зайцева, ни с отвагой и мужеством наших солдат. Посмотреть один раз можно, но многого не ждите — кроме актёров и съёмок нет там ничего интересного.

- комментарии

Оставьте комментарий