Давеча дошли руки до приквела к фильму 2014 года под названием «Уиджа» («Уиджи: Доска дьявола» в нашем прокате). Отношения у меня с первой частью сложились презабавнейшие, ибо смотреть я её не собирался вообще. Очередной проходной ужастик с очередной проклятой вещью и ворохом скримеров — ну и на кой мне это всё, думал я. А потом узнал, что снимать продолжение разгромленного критиками, но собравшего приличные бабки в прокате фильма поставили Майка Флэнагана, что было уже интереснее. Флэнаган режиссёр очень интересный и самобытный. Он даже в самом первом своём фильме, «Отсутствии» (на который у него ощутимо не хватало ни денег, ни опыта) умудрился весьма хитро обойтись с некоторыми штампами ужасов и рассказать занимательную историю.

Ну а потом и вовсе попёрла сплошь годнота: шикарный «Окулус», который как следует познакомил меня с обаяшкой Карен Гиллан и удивил рядом постановочных моментов и смелым сюжетом; отличный «Прежде, чем я проснусь» (который у нас зачем-то обозвали «Сомнией»), с Томасом Джейном и Джейкобом Трэмблеем (тот самый пацанёнок из оскароносной «Комнаты»); наконец добротная «Тишина», хоть и понравившаяся мне поменьше двух предыдущих его работ, но тем не менее классно поставленная и держащая в напряжении. Да, этот режиссёр нравится явно не всем зрителям, потому что по большей части его фильмы это не ужасы, а практически драмы. Особенно ярко это видно как раз по «Сомнии», где «пугательный» потенциал основной задумки не был раскрыт даже наполовину, но Флэнаган себе такой задачи и не ставил. И лично мне нравится, когда очередной вроде бы ужастик, помимо действительно жутких сцен, вдруг оборачивается добротной драмой. Плюс, что весьма немаловажно, режиссёр почти всё время пишет сценарии в тандеме с Джеффом Говардом (за исключением как раз дебюта и «Тишины»), также сам монтирует готовую картину, а за музыку во всех случаях отвечал тандем «The Newton Brothers». То есть всю основную работу проделывает отлично сработавшаяся команда. Так что мне уже было понятно: «Уиджу» буду смотреть.

Но смотреть вторую часть, понятия не имея что там было в первой, я не собирался, а поэтому как-то раз уселся и её посмотрел. И это был, пожалуй, самый необычный мой опыт за всю жизнь, поскольку настолько убогой поделки я не видел никогда. Кому интересно, у меня есть на неё краткий отзыв, там я постарался хоть как-то описать словами глубину пофигизма людей, причастных к вываливанию «Уиджи» в прокат. Да что там говорить: даже основа у фильма отдаёт шизофренией. Снято всё это безобразие по мотивам настольной игры от компании «Hasbro» (это которая про «Трансформеров» и «Солдат J. I. Joe»; пафосный титр «Исполнительный продюсер Майкл Бэй» прилагается), которая в свою очередь является спиритической доской для общения с покойниками, переделанной в игрушку для домашнего досуга. Тут тебе полный набор: и экранизация того, у чего сюжета никогда не было в принципе, и игрушка, призванная развлекать общением с мертвецами, и то что её создатель ура-патриотичные «Hasbro».

В общем это я к тому, что перед Флэнаганом стояла титаническая задача: снять приквел с ужастику настолько убогому, что одного его названия было бы достаточно, чтобы не ходить в кино самому и изо всех сил отговаривать от похода всех находящихся вокруг. Да ещё и грамотно всё свести с этим самым убожеством. И большая часть приглашённых граждан даже париться бы не стала: сваяла бы что-то средней руки, чтоб не совсем говно, кое-как прилепила бы к оригиналу, закинула в фильм самосвал скримеров и пошла бы снимать что-то другое.

Однако Флэнаган, похоже, человек во всех отношениях ответственный и не боящийся заранее предвзятого отношения к своему фильму. Кстати, такое имеет место быть: при всём том, что фильм окупился в прокате с лихвой (что было не особенно сложно при бюджете всего в $9 миллионов) рейтинги у его совершенно не впечатляющие для такой добротной работы. Впрочем, чтобы вы не думали, что там всё совсем гладко и фильм — шедевр, я обязан упомянуть о том, что в плюсы вряд ли запишут. Так что буду чередовать.

Во-первых история тут не то, чтобы избитая, но сама по себе довольно тривиальная, большая часть поворотов угадывается на раз и в целом сюрпризов почти не преподносит. За исключением разве что финала, который меня как раз удивить смог, не так уж часто подобные истории так заканчивают. Плюс, это опять же больше драма про мать-одиночку и её дочерей и про примирение со смертью родных. Правда, драма тоже не оскароносная, а просто хорошая, смотря на которую лучше понимаешь персонажей фильма.

Во-вторых, все вот эти персонажи в общем-то тоже хорошо знакомы любителям жанра и движутся в своём развитии по проторённым дорожкам. Опять же: прописаны они хорошо, актёры играют добротно, прикапываться не к чему, но зуб даю и таких мам, и таких дочерей, и таких священников, и даже таких злобных призраков вы совершенно точно видели в других картинах. Другое дело, что раздражения не вызывает никто и выглядят герои нормальными людьми (свет включают если что, опять же). Ну а жизнь она вообще, что называется, штука довольно скучная и неоригинальная.

Наконец, в-третьих, пугают тоже вполне себе традиционными способами, которые любой прошаренный киноман распознает за километр. Плюс всех этих духов психопатов, которые мечтают завладеть телом ребёнка мы видели уже раз сто. Правда далеко не всегда очевидно «страшная» ситуация приводит к «страшной» развязке, (например смотрится персонаж в зеркало, потом отворачивается, зеркало не показывают, потом он поворачивается снова — но в зеркале как ничего потустороннего не было, так и нет) из-за чего возникает этакая лотерея. Но моменты создания напряжения всё равно чётко видны. Хотя, может это просто я уже такой насмотренный, не знаю. Зато скримеров почти нет и я не соглашусь с фразой в одной из отечественных рецензий, что, мол, тут скример на скримере сидит и скримером погоняет. Не фига подобного: внезапных выпрыгов из-за угла тут дай бог штук шесть на фильм наберётся, это примерно раз в пять меньше, чем в любом облизываемом прессой говноужастике Скотта Дерриксона.

Ну и в общем, если подводить какой-то итог, мне фильм понравился и сам по себе, и тем более в связке с совершенно беспомощным оригиналом. И в данном случае я считаю важно не «что», а «как». То есть история может и неоригинальна, а персонажи знакомы, но подача всего этого очень хороша, все постарались как следует. Да, каким-то столпом в жанре этот фильм никогда не станет, но от него это и не требуется. Крепкие жанровые образцы тоже нужны, тем более когда они настолько талантливо сделаны и подведены к оригиналам. Кстати да, в фильме есть сцена после титров, которая как раз и подводит нас к первой части и делает финал ещё более мрачным.

Теперь ещё осталось посмотреть недавно вышедшую «Игру Джералда» по одноимённому роману Стивена Кинга, которую снимала вся постоянная команда Флэнагана. Судя по трейлеру получилось как минимум неплохо, да и параллели с «Долорес Клейборн» с моему огромному удивлению и радости из повествования не выкинули. Уверен, Майк и тут смогёт.

P.S. Когда начинал смотреть, всё никак не мог понять откуда мне знакома Анналиса Бассо, играющая старшую дочь главной героини. Оказалось, что она у Флэнагана уже играла в «Окулусе», причём играла просто великолепно. Теперь надо посматривать где она ещё появится, девушка очень способная. То-то я думаю, почему у меня она настолько упорно ассоциируется с Карен Гиллан. А оно вон как.

P.P.S. Когда начинает творится всякая чертовщина, священник поминает некую пару экспертов по подобного рода делам, которым он может вызвонить и они если что непременно подъедут и разрулят. После этого я так и ждал, что в дом вот-вот постучат Патрик Уилсон с Верой Фармигой. Кстати, если вдруг возникнет такое желание, дилогию про доску можно впихнуть во вселенную «Заклятия» (где уже есть «Аннабель» и скоро появится монашка Мэрилин Мэнсон) безо всяких проблем. Даже прикольно будет, я думаю.

- комментарии
  1. […] ― я очень полюбил его фильмы. А тут узнал, что вторую часть этой самой «Уиджи» дали снять как раз Флэнагану и она […]

  2. […] Уиджи: Проклятие доски дьявола (Уиджа: Происхождение зла) […]

Оставьте комментарий