Осторожно, в тексте есть спойлеры!

Третьего дня добрался наконец до просмотра нового фильма отличного режиссёра Гильермо дель Торо под названием «Форма воды». Мне Гильерма сильно нравится, ибо фильмы снимает исключительно добротные, причём во всех смыслах. И даже откровенно слабенький сюжетно «Багровый пик» вытащил на себе мощнейший визуал. Ну а тут новая картина, которую до выхода в шутку прозвали приквелом к «Хэллбою», потому что главный монстр фильма очень уж сильно напоминает человека-амфибию Эйба Саипена. И далеко не только потому, что обоих их играет постоянный актёр дель Торо Даг Джонс. По всем признакам выходило, что Гильерма снова снял сказку, каковые у него хотя и получается несколько своеобразные (как минимум с парой-тройкой крайне кровавых сцен), но безусловно талантливые.

Тут следует пояснить тем, кто не в курсе, но гением дель Торо считают, скажем так, далеко не все, а фильмы его мега-сборов никогда не удостаивались. Именно поэтому третья часть о приключениях Чертёнка померла и теперь будет перезапуск, а на «Хребты безумия» по мотивам Лавкрафта никто денег так и не дал, не смотря на то, что на них был готов подписаться ажно сам Том Круз (что является практически стопроцентной гарантией отличных кассовых результатов). Призы на различных фестивалях ему то и дело вручали, но и тут назвать его ультимативным властелином всяких кинонаград никак нельзя (разве что «Лабиринт Фавна» в своё время прогремел довольно сильно). И вдруг различных киноакадемиков будто прорвало: призы сыпались на «Форму воды» как из рога изобилия, что завершилось ажно 13-ю номинациями на «Оскар», а на днях картина таки урвала два главных приза: лучший режиссёр и лучший фильм (плюс ещё два за музыку и работу художника-постановщика). А это случай, мягко говоря, не частый: чтобы откровенно фантастический фильм получил что-то кроме технических наград. Ну и разумеется отзывы на картину как правило были исключительно восторженными. Великолепно! Волшебно! Лучший фильм режиссёра! Новое слово в жанре! Похоже тут шедевр уровня «Гражданина Кейна»! За Гильерму был, конечно, рад, но настороженность моя была велика.

Получилось так, что я уже второй раз за довольно небольшой промежуток времени не понимаю восторгов по поводу определённого просто неплохого фильма, который превозносят так, словно он поделил кинематограф на «До» и «После». И если в случае с «Оно» я ещё туда-сюда могу сообразить в чём тут дело (всё таки добротных хорроров с рейтингом R сейчас очень мало, да ещё и не особенно позорящих книгу-первоисточник), то откуда такие вопли по поводу «Формы воды» не понятно хоть убей. Киноакадемики как будто в пещере сидели всё это время и не видели ни одного фильма дель Торо. Он, блин, постоянно снимает примерно так и примерно про такое. Но словно по иронии наград ему отвалили за его, пожалуй, самый лениво снятый фильм. Правда, я совершенно не считаю, что это получилось случайно, вовсе нет.

Ни для кого не секрет, что в США вообще и в Голливуде в частности сейчас настоящий бум идиотской толерастии. Ну это когда награды и роли дают за цвет кожи, рабочие места распределяют таким образом, чтобы ни в коем случае не обидеть ни одного гея, лесбиянку, трансгендера или феминистку (при этом профессиональные качества имеют тут пятистепенное значение) и в любой момент вся твоя карьера может пойти по звезде, просто потому, что кто-нибудь скажет, мол, а вот 37 лет назад меня этот дядя за попу ущипнул. Ну и соответственно старый анекдот, что тяжелее всего сейчас на Западе белому гетеросексуальному мужчине уже давно перестал быть анекдотом. А уж как некоторые акадэмики раздают голоса за картины — это вообще песня, в лучшем случае они смотрят не все фильмы из списка.

К чему это я? Да к тому, что «Форма воды» это самый неконфликтный фильм режиссёра, каждая работа которого прежде всегда показывала, что ему пофигу на какие-то там принятые способы съёмок, модные веяния и прочий бред. Раньше Гильерма снимал так, как сам считал нужным. Тут же ото всюду светит такое желание понравится всем на свете, что совершенно не понятно как такое мог снять тот же самый мексиканец, что сделал «Хребет дьявола», например.

Сценарий будто специально написан для восторженных девочек 15-16 лет, чтобы они прям во время просмотра все глаза себе проплакали, переживая за отношения немой уборщицы и местного Ихтиандра. Правда, тех же девочек, думаю, то и дело будет коробить от сцен с кровищей и матершиной, но хоть тут дель Торо остался себе верен и отработал рейтинг R. Другое дело на кой ляд он тут нужен не понятно совершенно. Если тот же «Лабиринт Фавна» сказкой был только если вкратце пересказать одну из его сюжетных линий, а так-то являлся фильмом совершенно взрослым (и именнно поэтому разнообразная жесть там была вполне уместна), то здесь её словно понапихали просто потому, что дель Торо мог. Мол, хочу, чтобы у меня в фильме пальцы отрывали, глотки перерезали, бошки простреливали, котов сжирали, ну и чтобы Салли Хокинс то и дело голой помастурбировать в ванну ложилась. Ну имеет право, чего уж там. Только вот фильм из-за этого разваливается. Потому что если это суровый фильм для любителей рейтинга R, то подобные зрители себе лоб расшибут во время просмотра от клишированного сюжета, постоянных роялей в кустах, опереточных злодеев и такого слащаво-сусального финала, что просто ни в какие ворота (мало того, он ещё и совсем уж неприкрыто спёрт Гильермой у самого себя всё из того же «Лабиринта»; только там ситуацию обыграли в сторону драматизма, а тут в сторону дурацкой сказочки). Если же это романтическая история, про то как физически неполноценная девушка полюбила странное существо, которое принимало её такой, какая она есть и ничего не знало о её неполноценности — в таком случае не понятно зачем тут ряд реально жёстких моментов. Особенно тот, в котором амфибия, уже будучи спасённым из застенков, сжирает одного из бродящих по квартире кошаков. Кому как, а по мне после такого сопереживать и романтически вздыхать над линией Эйба и Элизы становится немного проблематично.

Плюс, это наверное первый на моей памяти случай, когда финальный твист я угадал не на середине фильма, не через полчаса и даже не через 20 минут, а в самом же, сука, начале. Как только нам в первый раз показывают главную героиню с шрамами на шее, похожими на жабры — а ты знаешь, что в фильме есть человек-амфибия — сразу же становится ясно, что в конце Элиза будет при смерти, но наш доблестный русал одарит её своим поцелуем и уволочёт на дно морское, где у бывшей уборщицы вырастут уже настоящие жабры и они с Эйбом будут жить-поживать, да икру метать. Это просто какой-то запредельный уровень сценарной лени. Кстати, встречал в комментах к разным рецензиям непонимание, мол, это что же получается: Элиза сама не сильно человек, раз у неё в конце жабры прорезались? И реально хрен разберёшь: то ли Эйб, который прежде только лечить прикосновением мог, отрастил подстреленной возлюбленной жабры, воспользовавшись тем, что ей в младенчестве какой-то изверг удалил голосовые связки и оставил шрамы на шее (на это прямых указаний нет, но герой Майкла Шеннона задаёт такой вопрос), то ли она изначально человеком особенно не была и её именно поэтому так сильно потянуло к амфибии. Кстати тема, скажем так, межвидового секса меня как-то не напрягла от слова совсем. То ли потому, что там и без этого дуростей всяких хватало, то ли потому что всё это было за кадром — не знаю.

Возвращаясь к теме толерантности, создаётся впечатление, будто Гильерма снимал этот фильм либо спецом под «Оскар» и подыскивал беспроигрышный вариант, либо тупо наспор. Словно подошёл к нему кто-то однажды и сказал. «Слушай, а можешь снять фильм, в котором будет главная героиня-инвалид, работающая уборщицей и дружащая с негритянкой, и чтоб сосед у неё был милый тихий дядечка-гей, и чтоб дело происходило в начале 60-х, и чтоб прям расизм, гомофобия, шовинизм, и чтоб мужики такие прям все либо никчёмные идиоты, либо злодеи, и чтоб тупые русские, и чтобы противостоял героям до отвращения белый гетеросексуальный мужчина-военный, психопат, расист, религиозный фанатик, женоненавистник и просто законченный мудак, ну и чтобы главная героиня по ходу дела переспала с каким-нибудь монстром?» И дель Торо такой: «Вызов принят!». Нет, я могу понять, когда в фильме есть что-то одно из этого списка. Ну две вещи. Но когда туда затащили всю эту гору идиотских слёзодавительных клише — туши свет.

Кстати, про тупых русских. Дель Торо пару раз в своих фильмах уже показывал наших соотечественников. Но это был либо просто стёб (как в «Хэллбое»), либо хоть и клюква, но поданная с уважением (как в «Тихоокеанском рубеже»). Тут поначалу кажется, что всё неплохо. Ну да, борьба разведок, было такое, ну да клюква есть, но без перебора, ну да говорят с жутким акцентом, зато сразу видно, что был серьёзный консультант и все фразы произносятся максимально грамотно и без ошибок. Но когда русские шпиёны после целой череды сложных действий решили просто грохнуть своего сотрудника, который на них работал уйму лет — как-то сразу повеяло лютым идиотизмом. Ну русские, что с них взять, им только дай волю, всех расстреляют. Правда даже если это отбросить, то вся эта сюжетная линия заканчивается крайне тупо. Вместо того, чтобы просто прирезать или пристрелить своего где-то в подворотне, его коллеги устраивают неимоверную многоходовку, будто готовя его отъезд назад в СССР, только чтобы потом всё равно его пристрелить. Ну и сам герой Майкла Стулбарга в конце так позорно слил главных героев главгаду, что мне мигом стало пофигу на то, что он тут в кадре мучительно помирает.

Наконец, крайне важный момент, по крайней мере лично для меня. В фильме нет ни грамма атмосферы от Гильермо дель Торо. Возьми его любой предыдущий фильм — и там с пары кадров можно определить кто его снимал. Мне всегда трудно такое объяснить словами, но даже в уже упомянутом в начале «Багровом пике» было отлично видно, что дель Торо как большой ребёнок самозабвенно играет с готическим антуражем, что оный его приводит в такой восторг, что на остальное взгляд уже даже не падает. И именно за это искреннее увлечение лично я готов был простить этому фильму всё, что угодно. Просто потому, что атмосфера там была такой густой, что её можно было ножом резать. Тут нет ничего подобного даже рядом. Есть хорошая работа с декорациями и воссоздание эпохи 60-х, есть отличная картинка и цветокоррекция. Есть, наконец, отменный грим (амфибия выглядит просто потрясающе). Но это просто лаборатория, просто квартира, просто дом и так далее — в них нет ничего особенного, атмосферного. Плюс все декорации тут в основном весьма простые и про что там говорил Гильерма, называя «Форму воды» самым своим технически сложным фильмом — не понятно. Это вот коридоры, квартира и бассейн сложнее, скажем, полностью кукольно-аниматронного рынка троллей из второго «Хэллбоя»? Сложнее царства Бледного Человека из «Лабиринта»? Сложнее особняка из «Пика»? Ну, ему виднее, конечно, но на глаз это не видно от слова совсем.

Единственное, к чему придираться не хочется совершенно — это актёры. Причём хороши все и выделять кого-то не хочется. Все играют вверенные им роли отменно и именно благодаря им смотреть фильм в общем-то интересно. Даже откровенно карикатурный злодей (да, я знаю, что ему даже какую-никакую предысторию сочинили, но глубже он от этого не стал) выглядит отлично только потому, что его играет шикарный Майкл Шеннон, что уж говорить про остальных.

Резюмирую. Как по мне — очень слабо. Сначала Гильерма упростил сценарий, но сделал бои роботов с кайдзю настолько крутыми, что простота истории шла даже в плюс. Потом, бродя по готическому особняку, он совершенно забил на сюжет, но визуал его снова спас (по крайней мере в моих глазах). Тут же режиссёр будто окончательно сдался. Шёл к фильму чуть ли не всю жизнь, шёл, хотел снять картину по Тварь из Чёрной лагуны от лица монстра, а на берегу, что называется, оконфузился. Зато наград наполучал целый ворох. Ну, посмотрим что будет дальше. Либо Гильерма как следует жахнет, либо окончательно сдуется и уйдёт в мейнстрим. Будем посмотреть. А «Форма воды» ни по режиссуре, ни по крутости в целом не идёт ни в какое сравнение с «Тремя билбордами на границе Эббинга, штат Миссури». Впрочем, не дать награды фильму с таким комбо-набором юного толераста акадэмики наверное просто не могли, их бы тут же всех выгнали взашей. А так и все группы униженных и оскорблённых довольны и Гильерма рад: выдали таки золотого истукана. Ну, теперь может таки и «Хребты безумия» воспрянут из небытия, кто знает.

- комментарии
  1. […] и любой другой фильм Гильермо дель Торо (кроме тебя, «Форма воды», разумеется кроме тебя). У него есть свой стиль, […]

Оставьте комментарий