—Мужчины — это не ответ на любой вопрос.

—Тогда почему все разговоры у нас всегда заканчиваются ими?

 

Скушай вишенку.

 

Ну так как вы думаете? Женщины. Они — ошибка? Или он создал их нарочно? Потому что мне по-настоящему хотелось бы знать! Потому что если это ошибка, то может быть с этим можно что-то сделать! Найти лекарство! Изобрести вакцину. Выработать иммунную систему. Упражнениями там какими позаниматься. Типа, двадцать отжиманий в день и женщины больше никогда вам не доставят хлопот!

Цитаты из фильма

Давно уже не писал никаких заметок, пора бы разорвать этот порочный круг. И почему бы это не сделать кратким отзывом на один классический фильм, который многим знаком с давних лет. Начну, как водится, про самого себя.

Есть такой пласт фильмов, которые в детстве тебе смотреть совсем сложно по каким-то причинам, но зато они прочно врезаются в память и остаются там до тех пор, пока ты к ним не возвратишься в сознательном возрасте. Одним из таких фильмов для меня стали “Ведьмы”, экранизация одноимённой сказки Роальда Даля. Даль был мужиком исключительно талантливым и писал истории одновременно смешные, поучительные и страшные. А создатели “Ведьм” прокачали эти умения в киновоплощении едва ли не на порядок, благодаря чему целые поколения детворы обзавелись отборными ночными кошмарами. Я этот фильм помнил весьма смутно, но он меня всегда манил, потому что я помнил, что в детстве досмотрел ровно до того момента, когда главная ведьма скидывала личину обворожительной Анжелики Хьюстон и представала во всей красе тогдашних гримёрских возможностей. А я был пацанёнком не сказать, чтобы очень впечатлительным. И вот стоило картину пересмотреть, оказалось, что это самый настоящий шедевр: реально жуткий даже во взрослом возрасте, с отличными абсурдно-гротескными шутками, изумительной аниматроникой и гримом и прекрасным актёрским составом (помимо Хьюстон сходу вспоминается шикарный Роуэн Аткинсон).

Так вот, “Иствикские ведьмы” (хотя, конечно, правильнее и куда менее сложно для произношения было бы “Ведьмы Иствика”, ну да ладно) ровно из той же категории фильмов. С той лишь разницей, что посмотрел я их в детстве целиком и самое страшное для меня было ближе к концу, когда герой Джека Николсона начинал трансформироваться во что-то жуткое и утробно рычащее. Это сейчас, пересмотрев фильм лет эдак 18 спустя (а то и больше) понимаешь, что это отличная комедия и всё в ней (в том числе и финал) очень смешное. А тогда реально пугало неокрепший детский ум. Плюс, конечно, большая часть сюжетных перипетий прошла мимо меня, я тупо ничего толком не понял, кроме того, что три скучающие тётеньки вызвали в свой маленький городок дьявола в обличье Николсона.

Сейчас же, сев пересматривать, я, во-первых, в очередной раз дивился тому какой всё-таки разноплановый постановщик Джордж Миллер (то “Безумного Макса” заснимет, то мультик про пингвинов, то киношку про поросёнка, а то вот “Ведьм”), а, во-вторых, поразился какие у меня оказывается спокойно ко всякому относящиеся родители. Просто потому, что весь фильм так или иначе состоит из обсуждения секса или вещей с ним связанных. Причём в оригинале ещё и с довольно смачными нецензурными словами (когда чопорная на вид тётенька хлёстко матюгнулась выглядело особенно смешно).

В общем как ни крути, а про сюжет тут рассказывать особенно нечего, потому что он предельно простой. Да и каких-то сильных драматических переживаний, событий или тому подобного в картине не наблюдается. Всё довольно просто и даже, можно сказать, бесхитростно. Сначала три уставшие от несправедливостей женщины приворожили в свой родной городок дьявола, который радостно стал удовлетворять все их запросы, а потом стали понимать, что в общем-то ни до чего хорошего это не доведёт и решили дать отпор. Всё. Тут ни душещипательных моментов нет, ни какого-то лихого экшена, ни даже как таковой финальной схватки. И это, наверное, даже можно было бы записать в минусы (дескать, а как же сюжет, а как же дуги характера главных героинь, а как же противостояние с силами зла?), если бы ни одно “но”. Фильм вообще не про то.

Это именно что лёгкая, не напряжная комедия, в которой всё строится на словесных перепалках и игре актёров. Скажу даже больше: несмотря на наличие таких мастеров кино как Сьюзан Сарандон, Мишель Пфайффер и Ричард Дженкинс (Шер, уж извините, в великие актрисы записывать не буду, она по основной своей деятельности всё-таки певица), кино это — фактически бенефис Джека Николсона. Потому что оно будто бы снято специально для него и в роли Дэрила Ван Хорна (фамилию, кстати, буквально можно прочесть и перевести как “похотливый”) он отрывается на полную катушку. “Бэтмен” Тима Бёртона выйдет только через два года, а Николсон уже как будто готовится к роли Джокера. Причём похож он тут на него разве что отдельными нотками, да и в целом Николсон в каком-то смысле везде играет самого себя, но при этом Ван Хорн мгновенно запоминается. Он регулярно сыплет шикарными фразами и целыми монологами и даже будучи смешным и местами нелепым, не перестаёт оставаться жутким. Эта жуть всегда где-то рядом, стоит в тени, и Николсон выпускает её наружу одной ухмылкой и взглядом из-под бровей. И это как раз из тех случаев, когда фильм умело сочетает в себе и смешное и страшное, хотя тут оно остаётся, как и в герое Николсона где-то на грани, в тени, а не как в “Ведьмах”. Но да, всегда рядом.

Впрочем, говоря про некоторую простоту и даже обрывочность сюжета, я должен упомянуть, что фильм поставлен по одноимённому роману Джона Апдайка, и возможно в книге события описывались более обширно (я её, увы, не читал). Однако фильм, повторюсь, избранный Миллером подход ничуть не портит, а даже наоборот. При этом даже мораль и какие-то выводы зритель для себя определённо может из всего показанного извлечь, хотя, как мне кажется, первоначальная задача фильма простое развлечение.

В итоге не пожалел, что таки посмотрел как следует, отличное кино. Простое, но очень забавное и лёгкое. Ну да, женщину убили и городок весь на уши подняли. Бывает, что уж тут. Дьявол всё-таки, статус обязывает.

P.S. А ещё сейчас фильм смотрится как отличнейший стёб надо всякой поехавшей толерастичной мутью. Хотя, понятно, он таким не задумывался совершенно.

- комментарии

Оставьте комментарий