Про игру «Far Cry 2»

Posted: 14 декабря, 2016 in Заметки про игры, Игрушки
Метки:, , , , ,

Всем доброго времени суток, продолжаю отчёты из серии «Знакомство с различными играми человека, когда-то их напрочь упустившего». Возможно, какие-то из этих заметок позже будут преобразованы в видеоролики, есть такая задумка. Ну а пока что в этот раз поговорим про игру производства «Ubisoft Montreal», являющуюся номинальным продолжением давнишнего хита от «Crytek», но на деле имеющую с ней мало общего и как раз в свою очередь положившую начало линейке проектов шутеров от первого лица в открытом мире.

Но пару слов я про оригинальный «Far Cry» всё таки скажу. С тех пор как мы с другом прошли его в далёком детстве, еле-еле заборов финальный бой с кучей мутантов, я в него долго так толком и не играл. Был один момент, когда занялся планомерным прохождением, но дошёл до бесконечных коридоров с монстрами и как-то не пошло дальше, больно уж всё это было скучно. На истину, понятно, не претендую, потому как надо поиграть нормально, чтобы судить. А у меня с ним последнее время что-то дело не ладится, ибо ― только не смейтесь ― комп его тянуть нормально отказывается напрочь. Ну да, тот самый комп, на котором я безо всяких проблем прошёл три продолжения, две части «Assassin’s Creed» и сейчас прохожу третью. Впрочем, потом, скорее всего просто плюну да пройду на минималках, чтобы не страдать хернёй. И да, вполне возможно, что пора таки разжиться лицензией, но сами понимаете ― тратиться на игру, которая быстро наскучивает насквозь пропираченным мозгам пока что западло (но это потихонечку забарывается, ряд важных игр уже приобретён).

Итак, первая часть по каким-то причинам особенно мне не зашла. Хотя вроде и музыка хорошая, и возможностей разных море, и шутерная система вполне себе добротная ― а вот не пошло. Одна из причин, безусловно, в том, что враги в игре, которые вроде как щеголяют продвинутым даже по современным меркам ИИ, иногда попросту и совершенно безбожно читерят, видя вас чёрти откуда, при том, что вы ни сном ни духом кто и откуда по вам шмаляет. Ну и не буду особенно кривить душой: вполне допускаю, что игра просто для меня сложновата, а когда раз за разом сливаешься ― это несколько огорчает. Поэтому больше я распространяться на её счёт не буду, по крайней мере до тех пор, пока таки не перепройду.

Вторая серия, которая по большому счёту является не продолжением, а самостоятельным проектом, в массе своей как-то людям не зашла и рейтинги у неё довольно низкие. Хотя сейчас мне часто попадаются отзывы простых игроков, что игрушка-то отличная, всё таки во всём сериале её в принципе можно считать самой неудачной. И на то, безусловно, есть свои причины. Впрочем, рассказывать-то я как обычно буду сугубо о своих впечатлениях, так что приступим.

Первая же серьёзная проблема игры на мой взгляд: в ней нет сюжета. Присутствует только завязка и финал, а основное время игры заполнено совершенно никак не связанными ни друг с другом, ни со «сценарием» событиями. Да и главного героя тут по сути нет, он настолько обезличен, словно это шутер времён «Doom» и первого «Wolfenstein». Вместо хоть как-то прописанного протагониста, нам перед началом «кампании» зачем-то дают на выбор несколько наёмников, про каждого из которых можно прочитать много крайне важных и занимательных для подобной игры вещей: вес, рост, место рождения и краткую предысторию. Но поскольку это никак не отразится ни на геймплее, ни на истории, ни на взаимоотношениях с остальными наёмниками (которые всё равно появятся в игре в виде NPC, кого ни выбери), то кроме как недоумения данная «фича» ничего не вызывает. Понимаю, если бы в зависимости от того, кого ты выбираешь ты мог бы пользоваться разным оружием и снаряжением (что и на реиграбельности сказалось бы строго положительно), а так только возникает вопрос: нафига? Ну да это мелочь, дальше интереснее.

В начале игры главный герой прибывает в некую вымышленную африканскую страну, в которой произошёл государственный переворот. Теперь на территории государства действуют две противоборствующие группировки: военизированная хунта и местное сопротивление, помогающее мирным жителям. А оружие обеим сторонам поставляет некое частное лицо, человек известный под прозвищем Шакал. Нам нужно отыскать его и убить, чтобы прекратить безобразие. Страна, «заказавшая» Шакала не называется, но это и так понятно: кому ещё в первую очередь может быть неугоден подобный человек? Оружие бандитам на поддержку гражданских войн, ясное дело, можно продавать строго из одного магазина.

И вот мы прибываем в страну и тут же падаем с приступом малярии, а позже, когда ГГ валяется в бреду, к нему внезапно наведывается сам Шакал и, просмотрев документы, толкает воодушевляющую речь, после чего уходит. Практически тут же начинается вооружённое столкновение в стенах города, пережив которое мы оказываемся в штабе одной из сторон (как я понял из прочитанного после, это разыгрывается рандомно). И пройдя через пару обучающих миссий, нас выбрасывают в открытый мир. И теперь только пара финальных заданий вновь вернёт нас к сюжету, а до этого, примерно 95% игры мы будем выполнять поручения, выдаваемые главами группировок. Они, понятно, знают где Шакал, но не скажут просто так, поэтому надо работать на них. Пару раз за игру мы с ним сами пересечёмся, но ничего особенно интересного не произойдёт и ни в какие уникальные задания не выльется.

И вот как раз тут-то и кроется главная проблема, связанная с миром игры: он совершенно мёртвый. В стране вроде как гражданская война, но этого не заметно от слова совсем. Потому что практически вся поделённая на две большие части карта представляет из себя безжизненные джунгли, пустыни и саванны, изрезанные паутинами дорог, в определённых местах которых расположены аванпосты, принадлежащие разным группировкам. Не считая этих аванпостов, нескольких деревушек и пары аэропортов, движухи здесь не происходит никакой. Да и там, где люди есть они только из одной фракции, а значит никаких боевых стычек можно не ждать. Всё совсем наоборот, ибо не безосновательно создаётся ощущение, что абсолютно все обитатели здешнего государства как минимум заняли главному герою огромную сумму денег, которую он категорически отказывается отдавать. И теперь, едва завидев его, они открывают огонь. Опять же буквально: это, на моей памяти, единственная игра с открытым миром, в которой если вы, путешествуя по карте, увидели какого-то человека или машину можете смело и безо всяких раздумий стрелять. Ибо кроме пары-тройки специально обозначенных мест никого мирного вы на своём пути не встретите, абсолютно все попытаются вас убить.

Как будто вам этого мало, система аванпостов словно специально делалась как можно более дебильной и раздражающей. Потому что по идее все аванпосты в игре можно зачистить и разведать (на карте они помечаются замками, при разведке замок пропадает и появляется иконка того, что вы там обнаружили). Но на деле, стоит вам отъехать от зачищенной территории на сто метров и все враги там тут же респятся и при следующем вашем появлении снова как ни в чём не бывало примутся вас обстреливать. Периодически вам также будут попадаться патрули в виде одного-двух бандитов в автомобиле, которые тоже существуют исключительно для того, чтобы уничтожить вас. И несмотря на то, что в игре, как я уже сказал, предусмотрена работа на две разные стороны, бойцам этих сторон абсолютно пофигу чью именно миссию вы сейчас едете выполнять: для них дело чести попытаться вас угробить. И решение их проблем или наоборот активное сотрудничество с противником никак их отношение к вам не изменят. Съездили вы, убили целую базу сотрудников военизированных сил по заданию сопротивления ― смело можете после этого заваливаться к самим военным и они вам радостно выдадут задание по уничтожению уже сопротивленцев. И наоборот. Пофигистичнее проработки мира с ходу так и не припомнишь, потому что когда, перевалив за половину игры, вы убиваете глав обеих фракций в одной половине страны, приезжаете в другую, а там снова те же самые две фракции с другими главарями, всё также с готовностью сотрудничающие с вами ― ну это даже не смешно, ей-богу. Плюс ко всему всё это «противостояние» не стоит выеденного яйца, ибо на обеих половинах карты есть город, в котором установлено перемирие (!), а штабы фракций находятся чуть ли не через дорогу (!!). Война, нечего сказать!

И вот так во всём, что касается мира: уровень сделанного на отвяжись просто поражает. Начиная с уже упоминавшийся мёртвости окружающих просторов и заканчивая теми самыми городами с перемирием, которые ― и я сейчас не шучу ― абсолютно одинаковые. Серьёзно, я просто офигел, когда в новом городе сходу нашёл штаб сопротивления, сначала не понял почему, а потом взглянул на карту и осознал, что планировка улиц полностью идентична первому городу.

Другая глобальная проблема для неоднозначных игр с открытым миром: в нём нечем заняться. То есть номинально у нас есть масса разнообразных заданий: «сюжетные» миссии, задания оружейных торговцев, задания на убийство конкретных людей, задания товарищей-наёмников, задания по получению лекарства (временами оно кончается и чтобы герой не помер от малярии надо ехать добывать новое), сбор секретов, в конце концов. Но спустя пару часов вы увидите всё, что было можно, а тип заданий не поменяется ни на грамм. В заданиях оружейников вам всегда надо будет уничтожить нарезающий круги в какой-то местности грузовик конкурентов. В заданиях на убийство всегда поехать и пристрелить какого-то человека, терпеливо дожидающегося вас в середине базы с пистолетом в руке (максимум креатива, на который способна игра: этот человек будет ездить такими же кругами в одной из трёх машин с вооружёнными людьми). Задания товарищей всегда сводятся к «мне надо убить / взорвать, но давай-ка ты это сделаешь за меня, а я потом если что помогу». Задания по получению лекарства каждый грёбаный раз сводятся к отвозу кучке спрятавшихся людей пачки паспортов, в обмен на которую один и тот же улыбающийся негр (вот серьёзно, если бы я шутил) отдаст вам очередной пузырёк с лекарством.

Кстати, если во время прохождения «сюжетных» миссий вам придёт в голову мысль воспользоваться постоянно предлагаемой помощью напарника, гоните её в шею. Потому что сама по себе миссия выглядит, допустим, так: поезжай туда-то и убей такого-то мужика. Всё предельно просто. Если же принять предложение друга, то задание превратится в форменное издевательство. Сначала сгоняй чёрти куда, домой к этому мужику, и, перебив кучу охраны, укради / взорви что-то. Мужик запаникует и помчится домой, но попадёт в специальную ловушку, устроенную товарищем. Теперь езжай на место ловушки и всё равно мочи этого мужика и всю его многочисленную охрану. После чего отправляйся на место встречи с другом и до кучи выручай его из беды, в которую он попал с вероятностью в 98%. Таким образом одна миссия превращается в три, с поездками иной раз чуть ли не в разные углы карты.

Что до поиска сокровищ ― ну не интересно. Если вы играли в «Far Cry» начиная с третьей части и помните как там за сбор карт памяти, писем и реликвий вам подкидывали то оружие, то новый инъектор, то ещё чего, то тут ничего подобного нет. Вы можете искать поделённое на несколько аудиозаписей интервью того самого Шакала, чуточку полнее раскрывающее его характер (который и так на том же уровне раскроется по ходу сюжета) или же собирать кейсы с негранёными алмазами, которые в этой игре служат валютой, на которую покупается оружие и улучшения к нему (всего в игре почему-то 221 кейс). И если поначалу, полазав по окрестностям с детектором чемоданчиков, в котором спрятаны алмазы, даже кажется, что это не так уж скучно и бесполезно (в чемоданах попадается от 1 до 3-х штук, а на начальных этапах оружие стоит примерно 10-15 алмазов), то потом внезапно оказывается что если ну совсем не хватает средств, то можно выполнить пару контрактов на убийство (за них разом дают минимум десятку), либо просто продвигаться по сюжету, потому что там а) платят гораздо больше (к концу игры по полсотни блестяшек отваливают) и б) платят сразу, авансом, так что вы даже перед началом миссии можете закупиться оружием к ней.

Наконец, ну бог бы с ним, что мир пустой, что задания однообразны, а респящиеся враги порой бесят просто безумно. Игровой процесс ещё и всеми силами растягивают, чтобы вы не проскочили игру за 4-5 часов, а кулдохались с ней все десять (и это ещё если вы полностью решите игнорировать побочку). Все задания расположены от точки их получения в лучшем случае в четверти доступной половины карты, а порой и вовсе на другом её конце. Быстрого перемещения как такового нет, есть только пять автобусных остановок, расположенных по краям и в центре карты, но что до, что от них порой ещё пилить и пилить. По дороге вам, понятно, придётся пробираться через аванпосты, каждый раз вступая в перестрелку. Просто проехать напролом, конечно, можно, так вы избавитесь от необходимости убивать всех, но машина-другая за вами всё равно увяжется и отбиваться всё равно придётся. Во время перестрелок на базах и поблизости аванпостов враги совершенно бесстыдно респятся прямо у вас за спиной. То есть подразумевается, что это откуда-то оттуда прибежало подкрепление, но вот и не фига. Мы можете смотреть как раз в ту сторону, потом отвернуться и в эту же секунду почувствовать как вас расстреливает материализовавшийся со спины враг. В одной из финальных миссий происходит совсем уж ленивый респ, который не ждёт пока вы отвернётесь, а подкидывает пачку врагов на зачищенной территории буквально из воздуха и у вас на глазах. Ну и моментов «да кто в меня и откуда стреляет, вашу по башке?!» в игре предостаточно.

Ну и всякой мелочёвки, способной в зависимости от настроения изрядно повеселить или выбесить, тоже предостаточно. Например, перед началом финального отрезка, игра услужливо спросит готовы ли вы к нему, потому что вернуться в открытый мир больше не получится. Но хохма в том, что вернуться на тот момент уже и так нельзя, потому что дверь за вашей спиной успела закрыться, а впереди только последний рывок. В открытый мир тут, кстати, после прохождения вернуться нельзя, но что-то мне подсказывает, что к тому моменту вам уже и не захочется.

Теперь упомяну пару неоднозначных вещей, которые не понятно куда отнести. Все противники в игре как-то странно и кажется случайно делятся на бронированных по самые уши и обычных. И то помирают с пары пуль в пузо, а то держатся от обоймы в голову или выстрела из гранатомёта. В игре есть дикие животные, так что вы вполне можете просто кататься по саванне или джунглям, слушать крики обезьян и птиц и любоваться на зебр. Но, во-первых, обитают животные очень странно и время суток ни на что не зависит (ночью вопли зебр в двух шагах от оживлённой перестрелки услышать тут дело обычное), во-вторых, у них начисто отсутствует система повреждений (ни крови, не физики тел: как деревянные колоды просто валятся оземь), а, в-третьих, Африка «Far Cry 2» начисто лишена хищников. Поэтому как бы долго вы не бегали по саванне вас не укусит ни один лев или гепард, а плавать в мутных водоёмах вы можете хоть сутки напролёт, местные крокодилы словно массово улетели на зимовку. В игре нет мини-карты как таковой. Вместо неё на отдельную клавишу назначена настоящая бумажная карта, с которой в любой момент, за рулём или на своих двоих, можно свериться (ваше местоположение на ней отмечается). С одной стороны это работает на атмосферу и реализм, но с другой то и дело доставать-убирать карту, порой напрочь загораживая себе обзор, крайне неудобно.

В игре как-то странно сделано лечение. Именно с этой части пошла особенность «Far Cry», когда при минимуме здоровья герой вправляет вывихнутые пальцы, достаёт из себя пули, осколки и так далее. Только вот в отличие от последующих игр серии, делает это он всегда, когда у него мало здоровья, даже если у вас полно шприцов-аптечек. Думаю не надо говорить как дико бомбит, когда во время напряжённой перестрелки наш дурачок вместо того, чтобы быстро вколоть себе лекарство, присаживается на одно колено и деловито начинает выколупывать из второго дробь. Тут же его, как правило, сразу же и убивают, ибо процесс это не быстрый. Стелс во второй части какой-то совсем странный: он вроде как есть, есть оружие ближнего боя и с глушителями, есть даже камуфляжный костюм. Но действовать скрытно почти не получается, потому что стоит хоть одному врагу хоть на время вас заметить  (даже перед смертью) и с помощью какого-то коллективного разума к вам сбегаются все в округе, порой точно паля в те кусты где вы засели в дорогущей маскировке (50 алмазов, между прочим, стоит). Наконец, что уж совсем минусом точно не является, но удовольствие некоторым может подпортить: большая часть заданий откровенно паскудская. Убейте врача, который помогает местным, и сказал что-то не то. Уничтожьте провизию и лекарства. Взорвите трубопровод с чистой водой. И герой молча, не моргнув глазом всё это выполняет, главное в итоге до Шакала добраться.

Однако, после того, как я почти пять страниц эту игру ругал, я просто обязан рассказать о том, что в ней есть хорошего, просто чтобы не показалось, что это какой-то невероятный отстой уровня худших польских шутеров. Как вы уже могли обратить внимание непосредственно стрельбу и оружие я в заметке ещё не упоминал. И всё потому, что всё, что связанно со стволами, ведением огня и перестрелками сделано на отлично. Каждое оружие ощущается по-разному и служит соответствующей цели. Стрельба сделана крайне «вкусно» и сочно, поливать свинцом или гранатами что бы то ни было чертовски приятно. Пушек не так чтобы очень много, но достаточно и довольно часто даже мучаешься от того, что нельзя взять сразу всё, потому что очень много классного. У оружия присутствует система повреждений, со временем оно изнашивается и начинает заклинивать, а если состояние совсем плохое ― его вообще рано или поздно разорвёт прямо у вас в руках. Покупные стволы гораздо лучше качеством, но их иногда всё же стоит менять, потому что со временем клинить начинает и их тоже (каждый раз покупать, как водится не надо, достаточно просто один раз разблокикровать). То же оружие, что вы подбираете у врагов как правило совсем дрянное, не смазанное, постоянно ломается и вообще пользоваться им откровенно чревато: останетесь посреди боя с одним мачете.

Про взрывы и огонь вообще отдельный разговор. Взрывается всё очень эффектно, система разрушений хоть и не слишком многослойна (ангары и дома не повзрываешь), но мелочёвка и мусор разносятся взрывами исправно, машины разлетаются на куски красочно. Огонь же ― это вообще то, чем игра может по праву гордиться, ибо тут одной метко брошенной бутылкой с зажигательной смесью можно уничтожить целую базу врагов. Огонь красив, распространяется в связи со всеми законами физики, стабильно поджигает всё на своём пути и зависит от направления ветра. Ящики с патронами и взрывчаткой радостно щелкают и стреляют во все стороны (пули, понятно, могут убить и вас и врагов), а простреленные баллоны или баки с газом сначала выдают струю пламени и только потом бабахают, а баллоны ещё и волчком крутятся по земле, поджигая всё вокруг. Огнемёт же вообще выпускать из рук не хочется, хоть он и хорош только на ближних расстояниях, настолько эффектно его использование.

Похвалить хочется и транспорт. Он отлично управляется, также есть различные модели с разными свойствами (багги быстр и хорош в преодолении песчаных дюн, но быстро ломается от попадания пуль, а бронированный внедорожник большой и неповоротливый, зато его хрен убьёшь, а вдобавок он ещё и оснащён станковым пулемётом). Есть и лодки, используя которые можно быстро преодолеть расстояния, минуя аванпосты, и даже знакомый по первой части дельтаплан.

Что до звука, музыки и графической составляющей, то и тут никаких проблем. У себя я играл на высоких настройках (не совсем на максимуме), но у товарища рубились на ультрах и в обоих случаях картинка создаёт отличную атмосферу. Да, она как будто выцвела и смотрится порой серовато, но дух Африки передаёт весьма хорошо. Звуки мощные и насыщенные, а этническая музыка за авторством Марка Кэнахама отлично дополняет картину жаркого континента.

Наконец, несмотря на то, что я сказал про сюжет, которого толком нету, некоторые вещи оного мне очень понравились, в частности главный протагонист игры. По эффектности он, конечно, проигрывает и Ваасу Монтенегро из третьей части и Пейгану Мину из четвёртой, но сам по себе чертовски харизматичен. Что до сюжетных поворотов, то они мне в серии «Far Cry» от Ubisoft как ни странно всегда нравились. И непростой выбор в третьей части (хотя лично для меня совершенно очевидный), и отличный стёб в «Blood Dragon» и шикарное вывернутое на изнанку противостояние кровавому тирану в четвёрке, когда оказывается, что тиран был самой адекватной из сторон. Тут же сюжет вполне прямолинеен, но итог снова не так однозначен, у Шакала есть чёткая мотивация (стравить желающих драться, а самому под шумок вывести из страны мирных граждан), а финал так и вовсе весьма неожиданен. Да, подано всё это весьма топорно, но тут уж извечная беда «Юбиков» с первыми частями, где они только пробуют себя, а потом уже в продолжении показывают как на самом деле надо.

Итак, подводя итог, я бы сказал, что игре мешает то, что потом сделает «Far Cry» интересным: открытый мир. Всё таки этой части стоило сосредоточиться на отработке механик, но самой остаться линейной, избавившись от нудной побочки. Поиграть бы в неё, каким бы странным это не показалось, я бы вам рекомендовал, благо главное в этой игре ― шутерная механика ― сделано отлично и разнообразно. А чтобы не сдохнуть от скуки рекомендую в начале игры пооткрывать определённые единицы оружия и сделать немного заданий на убийства, чтобы заработать денег, а потом уже планомерно топить по «сюжету», посылая лесом желающих «помочь» приятелей. И да, не забывайте почаще жать F5, для сохранения. Тут это, к счастью, можно сделать в любой момент и советую не пренебрегать. Потому что автосохранений в игре толком нет вообще и выполнить подряд три-четыре задания, а потом переигрывать их, потому что вас убили тут в порядке вещей (сам два раза так попадал). На этом, пожалуй, и закончу. Да, «Far Cry 2» это игра с кучей проблем, но назвать её прям вот плохой как-то язык не повернётся. Мне хотелось в неё играть и хотелось дойти до конца. Хоть и делал я это очень медленно из-за постоянных переездов туда-сюда, которые доканали уже к середине прохождения, и успел пройти за время этой игры трёшку с адд-оном и полностью «Assassin’s Creed II».

Как-то так. Всё это, понятно, как обычно, только моё субъективное мнение.

ОЦЕНКИ:

Сюжет и мир: 3

Геймплей: 4-

Картинка: 4+

Музыка: 4

Краткое резюме: весьма проблемный, но всё же приятный шутер

Нужно ли играть: вполне можно

- комментарии

Оставьте комментарий